31.01.16, воскресенье.
День был посвящен посещению гротов Лазурной бухты, в которой стоим. Не зря это место так популярно среди дайверов: все прибрежные известняковые скалы под водой и над водой продырявлены морем, а в гротах водится экзотическая живность. Жаль, мы могли полюбоваться только с лодки.
1.02.16, понедельник.
Утром мы переместились на противоположную оконечность острова Гозо и стали на якорь неподалеку от марины городка Мджарр (
Mġarr). Наш кок, Павел, планировал совместить закупки продуктов на новую неделю с осмотром достопримечательностей, а я и новоприбывшая чешка Вера - собирались помочь ему по мере сил, но в основном все же побродить по острову.
Капитан поехал с нами, но ему нужны были не красоты Мальты (которыми он уже многократно любовался в предыдущие посещения), а шаровый интернет для заливки фоток с Гозо на обозрение многочисленного фейсбучного фанклуба - поэтому он затусил в портовый зал ожидания с ноутбуком и оставил нас гулять самих.
Порт Мджарр - главный порт на Гозо, в нем швартуются паромы, курсирующие между Гозо и Мальтой. Говорят, когда-то между островами даже собирались построить мост, но оставили эту безумную затею после протестов местных жителей, здраво оценивших риски для природы островов. Собственно, mġarr переводится как «рыночное место» или «место выгрузки грузов». Как для порта, городок пожалуй даже слишком красивый: от марины поднимаются вверх застроенные характерными для Мальты домами из желтого песчаника террасы, а над самим портом возвышаются два неоготических собора и Форт Шамбре (
Fort Chambray), построенный в конце 18 века и впоследствии послуживший как бастион для обороны от войск Наполеона.
"Случайно забыв" Павла в ближайшем к порту супермаркете, мы с Верой углубились в закоулки этого собрания песочных замков в натуральную величину. Погода стояла совсем не январская, +20-23 Цельсия (хотя местные жители говорят, эта зима на Мальте необычайно теплая, обычно здесь в районе +15 С в это время).
Одна из архитектурных красот этой части острова -
Церковь Ностра Сеньора де Лурдес, построенная в 1888 году в неоготическом стиле. Осмотрев это внушительное сооружение (все из того же мальтийского песчаника), покрытое резьбой по камню и скульптурами, мы пошли бродить по разбегающимся от площади узким улочкам и вышли в район частных вилл. Хозяева их, судя по табличкам на домах - в основном британцы и австралийцы, или приезжие из США. Виллы построены по большей части в одном характерном для Средиземноморья стиле - с балконами на фасаде и просторной верандой на плоской крыше. Часть вилл были только-только выстроенные или в процессе постройки, остальные (судя по датам на фасадах) строились в основном последние 20 лет.
Частью эти новострои - откровенная безвкусица, с кошмарными лепными колоннами и фонтанами, но попадались и симпатичные. У одной из вилл на фасаде было изображено Большое Яблоко (символ Нью-Йорка), только по аналогии с МакЭппл, надкушенное. Улица с виллами вела куда-то на окраину, а с окраины открывалась впечатляющая панорама на морской берег со склоном, усаженным опунциями и огромными агавами (похожий пейзаж мы уже видели на Пантелерии, только здесь намного суше и вместо туфов - известняк и песчаник, что сказывается на составе флоры).
Едва мы успели войти в туристический раж, а я, увлеченная фотографированием агав, начала подумывать остаться здесь еще на пару дней - пришло сообщение от людей, оставшихся на Ла Грейс. Береговая охрана, тупившая два дня (пока мы спокойно плавали от Гозо до Мальты и обратно) приехала прямо на корабль. И в лучших традициях восточного менталитета, тут же потребовала денег - просто за сам факт появления в территориальных водах Мальты. Капитан ессно поинтересовался, какого хрена и что все это значит - на что костгарды Мджарра с железной уверенностью отвечали «Чтобы оставаться на Мальте, вам нужен договор с местным агентом, это стоит 400 евро. Платите или убирайтесь в кратчайшие сроки».
Пока оставшаяся на корабле команда и капитан пытались сообразить, какого черта они должны платить 400 евро только за приезд из одной страны ЕС и Шенгена (в данном случае Италии) в другую, костгард начали активно выпинывать Ла Грейс из бухты. Муж Веры, с которой мы тусили по Мджарру, поторопил нас срочно найти Павла и валить на корабль, пока нас не задержала в городе местная полиция.
Осложнялась ситуация тем, что капитан не мог выйти на связь с Валеттой (в которой нас ждали и в марине которой у нас было забронировано место). Вооруженные винтовками костгарды , недвусмысленно их демонстрирующие, продолжали давить на него, требуя кошелек или жизнь деньги или крупные неприятности в случае неуплаты. Инфа о том, что прибывающим на Мальту судам евросоюза нужен какой-то платный агент, не была тотальной новостью - однако, по памяти Пепы, подобные меры действовали до того, как Мальта вошла в Шенген. Судя по всему, нас активно пытались развести на бабло - даже говорили, что без уплаты плыть в Валетту мы тоже не можем.
В прострации, капитан забрал нас с берега (радуясь, что Павел все-таки успел закупиться едой) и мы отплыли обратно в Dwejra Bay, так и не дождавшись контакта с Валеттой. Марина была забронирована на пятницу, и устроить им сюрприз в выходные мы не рискнули.