Rope work

Oct 03, 2013 22:03




Канат, который отдан с кормы или носа и закреплен за пределами силуэта яхты, называют швартов (на рисунке - позиции 1, 6); шпрингом (позиции 2-5) называют аналогичный канат, если он закрепляется "вовнутрь". Швартов и шпринг, отданные из одного клюза, таким образом, образуют треугольник.

Шпринги и швартовы выполняют не только очевидную функцию - удерживать яхту на стоянке (шпринги также не дают яхте удариться бортом, если ветер прибивает ее к причалу), но, что не менее важно, служат рычагами, помогающими отодвинуть яхту от причала - особенно при встречном или боковом ветре.

Зачем это нужно: боком наша яхта двинуться к причалу не может, можно только довернуть нос (но не корму) вправо или влево с помощью bow thruster'а, что достаточно бесполезно при далеко отставленной корме. Подтянуть на тросах ее тоже нельзя - слишком тяжелая (60 тонн, как сказано). Остается только передний или задний ход мотором.

У "Гедании" один (правовращающий) винт, соответственно, даже на нулевом стере работа винта разворачивает яхту несколько вбок: при движении вперед нос чуть отходит влево, корма соответственно вправо; при движении задним ходом - наоборот, только эффект еще сильнее. Этот "эффект винта" очень удобно использовать, если нужно мягко и быстро довернуть яхту на небольшой угол; доворот на стере же имеет инерцию - поскольку яхта большая и тяжелая, то поворот руля не сразу ставит ее в нужное положение, и не сразу возвращает в исходное.

Соответственно, если мы подплываем к причалу не кормой или носом, а к примеру longside левым бортом, то между яхтой и причалом остается порядка полутора-двух метров (иначе мы снесем нафиг фендеры и стешем себе борт). Дальше даем малый вперед (или дрейфуем) на стере по направлению к причалу, до тех пор пока между носом и причалом не останется примерно полметра, отдаем носовой швартов, на котором яхта некоторое время "болтается" под углом к причалу. Если подошли левым бортом, доворачиваем корму на "малом назад" влево, за счет упомянутого "эффекта винта"; ставим кормовой швартовый или кормовой шпринг и дотягиваем нос - либо "малым вперед", либо bow thruster'ом. При этом носовой шпринг работает как рычаг, дополнительно поворачивающий нам корму.

Аналогично, при отчаливании задним ходом отдаем все веревки, кроме кормового шпринга, работая которым как рычагом и давая "малый назад", отворачиваем нос (если есть носовой ветер, то можно даже не использовать мотор, нос отодвинется сам). Дальше - отдаем шпринг, можно дать стер на правый или левый борт (в зависимости от того, каким бортом пришвартованы) и даем потихоньку задний ход - таким образом создавая безопасное расстояние между нашей 60-тонной посудиной и причалом. И можно ехать дальше.

яхтинг

Previous post Next post
Up