Апокалипто/Apocalypto (2006)

Aug 07, 2012 02:57

Апокалипто/Apocalypto (2006)

Режиссёр: Мел Гибсон (Mel Gibson)
Страна: США
Год выпуска: 2006
Авторы сценария: Мел Гибсон (Mel Gibson), Сафиниа Фархад (Farhad Safinia)
В ролях: Руди Янгблад (Rudy Youngblood), Далия Эрнандез (Dalia Hernández), Джонатан Брюэр (Jonathan Brewer), Моррис Бердйеллоухэд (Morris Birdyellowhead), Карлос Эмилио Баез (Carlos Emilio Báez), Рамирез Амилкар (Amilcar Ramírez), Израэл Контрерас (Israel Contreras), Израэль Риос (Israel Ríos)
Композитор:  Джеймс Хорнер (James Horner)
Жанр:  боевик, исторический
Производство:  Icon Entertainment International, Icon Productions, Touchstone Pictures
Страница на imdb


Хотя я совершенно не доверяю всему современному Голливуду, да и вообще всему современному, но пропустить этот фильм я всё же не мог. Слишком меня интересует культура Майя, во всех её аспектах. Это тот случай, когда всё равно съешь кактус, даже заранее зная, что будешь плакать и колоться.
Посмотрел. Стёр.
Нет, сперва смотрелось интересно. Вполне аутентичные майянские лица актёров. Их дедушки вполне могли сниматься у Эйзенштейна в прологе к великому  "Да Здравствует Мексика!/¡Que Viva Mexico!". Незнакомый язык, татуировки, одежда.  Действительно интересно. Но потом началась такое,  что просто ужас.
Во первых - эта идиотская эсхатология. Совершенно христианский эпизод с девочкой, предрекающей конец света. Да и в целом, образный рад. Конечно, майянская культура к приходу конкистадоров уже сильно деградировала, но даже весьма жестокий к аборигенам Диего Де Ланда, лично уничтоживший на аутодафе большинство имевшихся в доступе рукописей и ритуальных предметов Майя, всё равно в своём подробнейшем "Сообщении О Делах в Юкатане" описывает совсем другую жизнь. Не скажу, что Гибсон всё переврал, но "идеологическая направленность" фильма очевидна. Да, кровавая была цивилизация, но европейская тех лет была тоже кровавой. Что только доказывает геноцид, устроенный пришельцами на новых территориях.
Другая проблема - сюжет. Если честно, я уже начал забывать про штампы голливудских фильмов. Уже на затмении я начал просто хохотать. Майя были хорошими астрономами, и уж что-что, а солнечное затмение было хорошо известным для них явлением, а тут буквальное исполнение одного из старейших сюжетов приключенческой литературы, о герое, спасённом от казни/жертвоприношения затмением. Затем этот жрец, стилизованный под Муссолини, только добил впечатление. Не говоря уже про основного злодея, дико похожего на Гитлера. Одним словом, чёткое разделение на "хороших" и "плохих", поразительная предсказуемость событий и ещё более удивительная живучесть "хороших" привели к тому, что всю вторую часть фильма я просто хохотал. Когда истыканный стрелами доблестный индеец Лапа Ягуара бегает сутками, в том числе обгоняя пантеру, прыгает с водопада и вообще изображает смесь Ван Дама с Чаком Норрисом, трудно оставаться серьёзным. Особенно если вспомнить, что в яме его ждёт беременная жена с сыном, по имени Быстрая Черепаха. Под конец мы с женой просто делали ставки, кто точнее угадает следующую сцену. И при каждом поединке болели за противников героя, надеясь что совесть у режиссёра проснётся и главный герой всё же,  наконец, погибнет.
Финал, с использованием сразу двух классических приёмов, "ружья на стене", в роли которого выступила ловушка для тапиров из начала фильма, и "бога из машины". в роли которых выступили хорошие белые католики, наконец приплывшие на истерзанную глупыми язычниками землю, полностью усугубил впечатление.
Нельзя фанатичным христианам снимать про другие культуры. У коммуниста Эйзенштейна получилось в тысячи раз достовернее. Не говоря про авторов замечательного фильма "Вера/Vera", абсолютно нереалистичного, но передающего дух майянской культуры и религии.
Нет, технически всё неплохо сделано. Но вывод прост, пусть Мел Гибсон экранизирует жития святых, в первую очередь мучеников. Мясорубка у него красиво получается.
(
Comments
|Comment on this)

исторический, рецензия, 2006, США, боевик

Previous post Next post
Up