Сердца века / The Hearts of Age (1934)

Jul 17, 2012 04:08

Сердца века / The Hearts of Age (1934)

Режиссёры: Уильям Вэнс (William Vance), Орсон Уэллс (Orson Welles)
Страна: США
Год выпуска: 1934
Автор сценария: Орсон Уэллс (Orson Welles)
В ролях: Орсон Уэллс (Orson Welles), Уильям Вэнс (William Vance), Вирджиния Николсон (Virginia Nicholson), Пол Эдгертон (Paul Edgerton)
Жанр: авангард, короткометражка, немое кино, сюрреализм
Страница на imdb

Странно, но именно эта короткометражка является для меня самым знаковым фильмом Уэллса. Конечно, на фоне его великих и подавляющих своей мощью шедевров этот эксперимент выглядит просто безделушкой. Но я его пересмотрел уже раз пять, благо он у меня стоит на полке, на  двд сборнике раннего авангарда. И, почему-то, по прежнему хочется пересматривать, надеясь заметить что-то, что прежде ускользнуло.
Больше всего меня поражает чудовищная разница между "Сердцами века" и "Гражданином Кейном/Citizen Kane" Ничего общего, вообще. Я очень люблю смотреть дебюты будущих мастеров. Так вот, обычно в дебютах всё же видна основа для последующих работ режиссёра. Здесь всё совершенно иное. И интересно иное.
Сам Уэллс в интервью про этот фильм говорил со снисходительностью. Уверял, что это всё шутка, снятая как пародия на "Кровь Поэта/Le Sang d'un poète" Кокто, что красивое название абсолютно бессмысленно, точно так-же как и все названия сюрреалистических фильмов. И что он, не смотря на дружбу с многими сюрреалистами и восхищение Бретоном и Бунюэлем, не любит сюрреализм.  
С одной стороны, ничего удивительного, Уэллс вообще был по хорошему консервативным новатором. Но всё же остаётся чувство, что он что-то не договаривает. Впрочем это чувство возникает всегда при анализе действий и заявлений Уэллса. Он ведь и против экспрессионизма высказывался, несмотря на явное влияние.
И в данном случае это ощущение обмана становится почти очевидным. Ну не похож его дебют на Кокто, вообще не похож. Ни под одним ракурсом. Он вообще ни на что конкретное не похож. Единственная ассоциация у меня - карандашный набросок. Абсолютно белый фон, засвеченная плёнка словно картон, и персонажи, словно нарисованные грубыми мазками. В первую очередь благодаря действительно гениальному гриму, я там даже самого Уэллса не узнал.
Эстетика - американский Юг. Лаконичный театр масок на тему хозяев и рабов. Колокол, на котором висит повешенный. Смерть, играющая на пианино.
Самый неясный из его фильмов.
Уверен, что потом опять потянет пересмотреть.
(
Comments
|Comment on this)

рецензия, немое кино, 1934, США, авангард, сюрреализм, Орсон Уэллс, короткометражка

Previous post Next post
Up