Упырь (1997)
Режиссёр -
Сергей ВинокуровСтрана:
РоссияГод выпуска:
1997Авторы сценария:
Сергей Добротворский,
Константин МурзенкоВ ролях:
Алексей Серебряков,
Николай Лавров,
Игорь Шибанов,
Людмила Курепова,
Сергей Русскин,
Вадим Лобанов,
Владимир Богданов,
Георгий ШтильКомпозиторы:
Евгений Фёдоров,
Александр Воронов,
Константин Фёдоров (группа Tequilajazzz)
Жанр:
боевик,
вампиры,
мистика,
хоррорПроизводство:
К/ст им.ГорькогоСтраница на imdb «Мы снимаем не совсем каноническое кино про вампиров, потому что все знают, что вампира надо убивать колом, отрезать ему голову, оберегаться от него чесноком и еще что-то. У нас вампир представляет собой скорее эфирное тело, мировое зло...» (из интервью с Сергеем Добротворским)
На мой взгляд последним действительно интересным явлением в истории российского кино девяностых был так называемый"малобюджетный проект" Киностудии имени Максима Горького. Идея была совершенно верной, новое национальное киноискусство всегда вырастает из малобюджетных поделок под Запад, а значит нужны режиссёры, способные профессионально и оригинально снимать за копейки. То есть брать за образец модный тогда Гонконг. За девяностые в российском арт-хаусе сформировалось достаточное количество таких режиссёров. К тому же тогда был очень популярен стиль постмодернистских боевиков в духе Тарантино и его подельников. В итоге на студии Горького собралась отличная, вполне интеллектуальная команда, приступившая к перепеванью Тарантино на языке родных осин. И Упырь - одно из самых удачных детищ проекта.
В первую очередь - сценарий. Хороший сценарий. Его идею предложил один из лучших на тот момент молодых российских сценаристов Константин Мурзенко. А написал его Сергей Добротворский, одна из ключевых фигур "параллельного кино", основатель авангардной группы "Че-Паев", той самой из которой вышел Пежемский. Он же автор сценария, совместно с тем же Пежемским, весьма любопытного фильма "Никотин". И ещё талантливый критик. Он умер вскоре после выхода фильма. В итоге в сценарии оказались очень хорошие, ироничные диалоги. Мой фаворит - трагичная история старого охотника на вампиров, который с болью говорит молодому о том, как убивал свою любимую, но заражённую кошку.
Плюс очень необычная концепция вампиров И по настоящему жуткий финал, где не только не понятно, но и просто безразлично, кто выиграл, условное "добро" или условное "зло". И то и то проявило одинаковую, абсолютную безжалостность.
Во вторых большим плюсом картины стал саундтрек от группы Tequilajazzz. В этом случае я очень пристрастен, это одна из моих самых любимых групп того времени. Хотя Фёдоров не особенно утруждался работой над музыкой к фильму, по большей части это инструментальные версии песен с альбома "Вирус", плюс две песни. Однако повторюсь, музыка отличная и идеально совпадающая я атмосферой фильма.
Минусы фильма связанны в первую очередь с работой режиссёра. Съёмка белыми ночами в Крондштате сделала видеоряд довольно стильным, но в остальном режиссуры практически нет. Может быть это и хорошо, таким образом получился вполне эталонный кооперативный боевик про братков, хоть и вурдалаков. Но отсутствие необходимой динамики в боевых эпизодах действительно огорчает.
Сергей Винокуров потом собирался снимать первый вариант Ночного Дозора. По сценарию Литвиновой. Он был назван "Москва Вампирская" и судя по всему представлял ещё более жуткую чернуху. Не думаю, что он был бы очень талантливым фильмом, хотя уверен, что такую версию я сумел бы посмотреть. Вышедший в итоге "Ночной Дозор" (
imdb) Бекмамбетова вызывает у меня аллергию с первого кадра.
Ещё в минусе средняя игра актёров, хотя Серебрякову, в принципе, нечего тут играть. Он должен присутствовать на экране с грозным лицом. Что с успехом и делает.
В целом перед нами действительно оригинальная работа, формальное подражание Родригесу в итоге оказалось единственным в своём роде фильмом про разборки между братками и вампирами за контроль над провинциальным городом. Судя по всему это один из последних настоящих фильмов в духе начала девяностых. И причины того, почему он один из последних, действительно интересны.
Девяностые в целом отличались отсутствием мейнстрима. Стилей было много, но среди них не было реально доминирующего. Такая вольница не могла продолжаться долго, параллельно с укреплением государства рос и новый мейнстрим, вошедший в полную силу в начале нулевых. На тот момент он уже отрастил первый ряд зубов и приступил к формированию второго. И "Упырь" оказался в эпицентре борьбы идей.
По неясной причине именно этот фильм сильно испортил пищеварение Никите Сергеевичу Михалкову. Не думаю, что это был реальный шок, скорее хорошо отыгранный эпизод в борьбе за абсолютную власть в Союзе Кинематографистов. В любом случае он в лучших советских традициях разгромил и фильм "Упырь" и всех, кто с ним связан за бездуховность, пропаганду насилия и отсутствие патриотизма. Согласно свидетельству Винокурова был даже снят ролик, в котором фрагменты "Упыря" были смонтированы с интервью зрителей, детей и пенсионеров, уверявших, что им такое кино не нужно. В итоге проект, к сожалению, прикрыли.
Вся эта история только лишний раз доказывает, что так называемый "путинизм" на самом деле естественное порождение ельцинской России. Грубо говоря, бандитский капитализм трансформировался в капитализм "красной крыши". И эта система полностью сложилась уже во второй половине девяностых, передача власти Путину была лишь символическим актом, ознаменовавшим начало нового десятилетия. Михалков громил "малобюджетный проект" за несколько лет до прихода к власти Путина, ещё без государственного патриотизма и 282 статьи. Но он уже тогда вёл себя совсем как при Путине.
В нулевых Винокуров вернулся в кино в качестве режиссёра телесериалов. Я посмотрел однажды, случайно, несколько минут из его сериала "Братва", снятого по популярной книжной серии "Шансон для Братвы". Они были сняты не просто плохо. Они был сняты чудовищно.
(
Comments |
Comment on this)