Призрак дома моего (1994)
Режиссёр:
Павел ЛюбимовСтрана:
РоссияГод выпуска:
1994Авторы сценария:
Павел Любимов,
Анатолий СергеевВ ролях:
Леонид Куравлёв,
Александра Захарова,
Ирина Розанова,
Евгения Симонова,
Наталья Щукина,
Елена Степанова,
Иван Лакшин,
Нина Большухина,
Елена ДурневаЖанр:
комедия,
мелодрама,
мистикаПроизводство:
ТОО Киновидеостудия «СНГ-Корпорейшнэл» при участии
Роскомкино и
К/ст им.ГорькогоСтраница на imdb
В этом мире не так много фильмов, которые мне по настоящему не нравятся. То есть мне, конечно, не нравится абсолютное большинство существующих фильмов, но обычно я даже не начинаю смотреть то, чему не доверяю. А если посмотрю, то только один раз, и сразу забываю. Куда реже бываютиситуации, когда некий фильм, вызвавший отвращение при первом же просмотре, в итоге оказывается внимательно просмотрен два раза, пусть и с перерывом в несколько лет. Именно таким фильмом является "Призрак Дома Моего".
На самом деле я не мог его не пересмотреть. В первый раз он мне попался в тот период моей жизни, когда у меня впервые появился интерес к кино девностых в целом, как феномену. Дело в том, что в детстве и в подростковом возрасте я такое кино крайне не любил. Поскольку оно меня окружало, как и любого человека моих лет. Иногда в этом потоке попадались фильмы, которые меня действительно смешили, но в целом я воспринимал ситуацию в постсоветском кино как катастрофу. И долгое время смотрел только арт-хаус. В том числе и постсоветский, который считал исключением из правила. Правилом были Эйрамджан и Астрахан. В особенности я ненавидел Астрахана, горячо любимого частью моей семьи. Потом я надолго перестал смотреть кино. Пока не отправился в затянувшуюся командировку по уютным камерам Рижского Централа. В качестве единственного легального средства убить время со мной был маленький телевизор. Каналы ловились только местные. На новых корпусах поздним вечером отключались розетки, так что обычное время потенциальной трансляции арт-хауса было недоступно. Приходилось потреблять то, что дают. К моему удивлению, в том, что дают, оказалось довольно много российского кино девяностых. Напомню, дело происходило в Латвии. И именно тогда я начал понимать, что это всё таки феномен. То, что в эту эпоху могли снять самое невероятное, я понял, увидев как в "Примадонне Мэри" Новодворская и Боровой поют блатняк дурными голосами. То, что у этих фильмов есть общие, сквозные темы и метатекст я осознал, посмотрев подряд "Призрак Дома Моего" и финал "Патриотической Комедии" (
imdb). Сразу два фильма с весьма прозрачной метафорой домового на руинах, многое говорили о своём времени. Впрочем "Призрак Дома Моего" мне тогда очень не понравился. Прошли годы. Причина отвращения забылась, интерес к эпохе возрос. В итоге я решился и пересмотрел. Уже через двадцать минут мне хотелось убить всю съёмочную группу.
Фильм ужасен. Причём очень неприятно ужасен.
Сентиментальная и слащавая патока с Куравлёвым в роли домового. Целевая аудитория - романтически настроенные одинокие барышни постбальзаковского возраста. Причём и от сценария, и от игры Куравлёва остаётся твёрдое ощущение, что авторы свою целевую аудиторию глубоко презирают, но надеются на ней немного заработать.
Сюжет симптоматичный. В полуразрушенном доме живёт недотыкомка. Она полностью выключена из нового времени, всюду опаздывает и боится даже выйти из дома. Её лучшая подруга, милиционер, точно так же запугана окружающим миром, только у неё это выражается в агрессии и поисках повсюду козней мафии. И вот, как часто бывало в фильмах рассматриваемого времени, в это болотце пришло сверхъестественное. Сверхъестественное оказалось сильно потёртым, капризным домовым. Его задача - защищать эту квартиру от шныряющих повсюду сил зла. Но этого ему мало и он начинает дамам помогать. Рассказывая сказки и делая мещанские чудеса вроде повышения зарплаты. Пока хозяйка этой квартиры бегает по всей Москве пытаясь исполнить его поручение и найти орехи, наш домовой разворачивает бурную деятельность принимая целую толпу страждущих по чуду дамочек и раздавая обещание по телевидению. Пока не исчерпывает все свои силы и не отстраняется от работы высшим руководством, открыв путь в дом силам зла. Силы зла - единственный относительно светлый момент в фильме. Их представляет молодая пара, оба длинноволосые и раскованные, явно свободно чувствующие себя в ужасном новом мире. Ничего реально плохого героям они не делают, только издеваются. Стоит запомнить, образ зла как отсутствия комплексов и страха.
Но кончится всё, разумеется, хорошо.
Отвратительный фильм. Симптоматичный, но отвратительный.
Никому не могу порекомендовать.
(
Comments |
Comment on this)