Контроль/Control (2007)

May 18, 2012 23:35

Контроль/Control (2007)

Режиссёр: Антон Корбайн (Anton Corbijn)
Страна: Великобритания
Год выпуска: 2007
Авторы сценария: Мэтт Гринхалг (Matt Greenhalgh) по книге Деборы Кертис (Deborah Curtis)
В ролях: Сэм Райли (Sam Riley), Саманта Мортон (Samantha Morton), Александра Мария Лара (Alexandra Maria Lara), Джо Андерсон (Joe Anderson), Тоби Кеббелл (Toby Kebbell), Крэйг Паркинсон (Craig Parkinson), Джеймс Пирсон (James Anthony Pearson), Гарри Тредэвэй (Harry Treadaway), Эндрю Шеридан (Andrew Sheridan), Роберт Шелли (Robert Shelly)
Жанр: арт-хаус, биография, драма
Страница на imdb

Все словно происходит не со мной. А с кем-то, притворяющимся мной. Кем-то влезшим в мою шкуру. Теперь мы отправляемся в Америку. Я уже потерял контроль.

Мне трудно описать, что такое Joy Division. Это кассета, купленная зимним вечером, в год когда тебе исполнилось восемнадцать. И миф о человеке, успевшем записать эти песни, переполненные подлинной, абсолютной тьмой, прежде чем повеситься в собственном доме. А мы все остались такими же.
Потом, уже после его смерти, постпанк выродится в  готику, но на деле Joy Division не имеют практически ничего общего с этой субкультурой раскрашенных позёров. У Яна всё было сдержанно, несмотря на юношеское увлечение глэм роком.
Поэтому новость о начале съёмок биографии Яна вызвала несколько противоречивые чувства. Выход фильма привёл к не менее противоречивой реакции, было очень мало нейтральных рецензий. Либо шедевр, чуть ли не житие святого. Либо оскорбление памяти, ведь нельзя сводить "трагедию поэта к бытовухе". Я, без особой экзальтации, присоединяюсь скорее к первому лагерю. Фильм хороший.
У Корбайна два настоящих таланта. Он хороший фотограф и способен выстраивать очень красивые кадры. И ещё он отличный клипмейкер. В итоге главные плюсы фильма связаны именно с этими аспектами. Эпизод с концертом, на котором Яна бросает в приступ эпилепсии при исполнении Dead Souls, приближается к гениальному. Чудовищная энергетика.
Главный минус не является настоящим минусом. Это, скорее, угол зрения. События показаны всё же целиком с точки зрения Деборы. Я прочитал Touching From A Distance, это хорошая книга. Весьма познавательная. Но из неё становится очевидно, что Дебора абсолютно не понимала происходившее с её мужем. Благодаря сознательной политике Яна. Он не пускал её на концерты и она даже не знала что за тексты он поёт. В результате история подана совершенно однобоко. С другой стороны, желающие изучить эту трагедию с разных сторон могут посмотреть отличный документальный фильм Joy Division. И прочитать то, что вспоминал про эту ситуацию Дженезис Пи-Орридж, один из немногих, понимавших то, что происходило на самом деле. Нужно помнить, что Ян Кёртис постоянно играл. Он был одним с Деборой, другим с Анник, третьим с музыкантами группы. Этот человек был склонен контролировать себя, и стремился контролировать окружающих.Всё, что вспоминает Дебора про их жизнь, роман и раннюю женитьбу, написано с точки зрения ведомого и подконтрольного. Это  личная история. С любовью и непониманием. И плохо скрываемой злостью на мужа, сильно разбавленной сценаристом.
На самом деле бытовые подробности жизни Яна, разрывавшегося между женой и любовницей, меня лично ни капли не смутили. У метафизического ужаса почти всегда есть некое земное имя. И зачастую это имя женское. Ясно, что такая жуткая по сути песня как Love will tear us apart не могла появится на ровном месте. Это была именно любовь. И она именно рвала на части. Однако фильм вовсе не сводится к этой линии. Всё самое главное - в деталях.
Долгие планы индустриальной северной Англии, полка с книгами (Берроуз, Гинзберг, Баллард: джентельменский набор), надпись Hate на чёрном пальто.  Корбайн обладает фотографически точным зрением. Как и полагается фотографу. В этом фильме тьма, в которую медленно погружается герой, словно разлита на задних планах.
 Корбайн видел эту тьму с самого начала. Он уже давно сумел запечатлеть её, в той своей первой фотосессии с ещё живым Яном Кёртисом.
Забавно, но режиссёр Антон  Корбайн как то удержался от эпизода с молодым фотографом Антоном  Корбайном. Хотя идея лежала просто на поверхности.
Более того, он уже снял фильм про Joy Division. Я всерьёз считаю видеоклипы одной из составляющих киноискусства, хорошее музыкальное видео стоит десятка плохих фильмов.  Корбайн - на удивление хороший клипмейкер, его серия клипов для Depeche Mode просто гениальна. И именно он, в 88 году, через много лет после смерти Кёртиса снял единственный клип Joy Division,  "Atmosphere"

После данного видео про эту группу можно снимать только реалистичный байопик, тема ирреальности закрыта.
Однако повторюсь, эта ирреальность всё равно разлита в каждом кадре. За каждым бытовым эпизодом тут всё равно чувствуется накал трагедии. Трагедии человека, чей талант намного превосходит способность к выживанию. Человека медленно теряющего контроль над собой и погружающегося в бездну. Вся любовная линия - скорее попытка как то ухватится за мир. Эпилепсия вообще то очень тёмная болезнь, там всё вовсе не ограничивается приступами.
В конце эта тьма становится буквально зримой. Даже плотной. Плотной как дым из трубы крематория, поднимающегося в воздух под всё ту же Atmosphere.
 Корбайн удержался и от другого кадра, буквально лежащего на поверхности. Ведь все, кто слушают эту музыку, и так знают, что на его могиле написано - "любовь рвёт нас на части вновь".

(
Comments
|Comment on this)

Великобритания, рецензия, драма, биография, 2007, арт-хаус

Previous post Next post
Up