Леди из Шанхая/The Lady from Shanghai (1947)
Режиссёр:
Орсон Уэллс (Orson Welles)
Страна:
СШАГод выпуска:
1947Автор сценария:
Орсон Уэллс (Orson Welles)
В ролях:
Орсон Уэллс (Orson Welles),
Рита Хейворт (Rita Hayworth),
Гленн Андерс (Glenn Anders),
Тед де Корсия (Ted de Corsia),
Эверетт Слоун (Everett Sloane)
Жанр:
нуарСтраница на imdb Восприятию поздних фильмов Уэллса сильно мешает один факт. Хотя формально "Гражданин Кейн/
Citizen Kane" не был дебютом, но слишком мало людей видели "Старческие Сердца/
The Hearts of Age". В итоге получилось, что своим первым полнометражным фильмом Уэллс задал слишком высокую планку, после такого титанического прорыва все последующие работы смотрятся блекло. Помню, я после первого просмотра Кейна не мог поверить в то, что он после ещё что то снимал. Однако снимал. И много. И неплохо. Просто второго такого шедевра не получилось.
"Леди из Шанхая" - один из этих хороших фильмов. Странноватый нуар, очень ирреальный. Впрочем вопрос с жанровой принадлежностью остаётся открытым, Жак Лурсель в своей статье весьма иронично заметил:
Рекламный гений Уэллса не смог предотвратить коммерческий провал Леди из Шанхая, однако сумел по крайней мере выдать фильм за то, чем он на самом деле не является, а именно - выдающимся образцом направления нуара.
Действительно, Уэллсу явно безразличны все условности жанра. Нет, он их иногда соблюдает, но для того, что бы потом нарушить. Достаточно уже того аспекта, что немалая часть этого "нуара" происходит на яхте, плывущей под солнцем по южным морям, и в жарких болотах Латинской Америки. Уэллс всегда имел пристрастие к показу изначальной, дикой земли.
Итак, немного про сюжет. Моряк Майкл О'Хара, по кличке "Чёрный Ирландец", которую он получил во время гражданской войны в Испании, где ему довелось расстреливать фашистов, случайно знакомится с красивой девушкой. Естественно влюбляется. Героя играет сам Уэлс, и играет замечательно. Леди, которую зовут Эльза Банистер, играет Рита Хейворт. На момент съёмок фильма режиссёр и актриса ещё женаты, но до развода осталось совсем немного. И эта холодность в отношениях, замаскированная лицемерием, очень хорошо влияет на игру данного дуэта. О'Хара пытается избежать отношений, но Эльза, весьма умело используя связи мужа, очень известного адвоката, всё же заманивает Майкла на службу к себе, в качестве моряка и телохранителя. И вскоре начинается чистый театр абсурда. Если вкратце - Майкла нанимает компаньон Артура Банистера с целью... убить его самого. Не Артура, а самого компаньона. И это только завязка.
Если расценивать этот фильм чисто как нуар/детектив, то он не столь уж и хорош. Но если анализировать как образе авторского кино, то впечатления остаются очень положительными. Фильм переполнен сильными образами и отточенными диалогами. И чем ближе к финалу, тем сильнее этот поток образов. Зал суда, где все просто изощряются в остроумии, не претендуя на истину. Побег из этого суда, с разгромом кабинета. Делёз, кстати, отдельно отметил этот момент:
У Уэллса система суждения становится определенно невозможной, особенно для зрителя. Разграбление суда в фильме «Леди из Шанхая», и особенно беспредельная наглость приговора в «Процессе» говорят об этой новой стороне. Уэллс непрестанно создает неподсудных персонажей; судить их нельзя, и они ускользают от любого возможного суждения. Если рушится идеал истины, то отношений кажимости становится недостаточно для того, чтобы сохранить возможность суждения. Как говорил Ницше, «одновременно с истинным миром мы отменили и мир кажимостей...».
Потом невероятный эпизод в китайском квартале, где отключающийся от передозировки снотворного Майкл пытается сохранить рассудок в театре, во время постановке пьесы на китайском. И просто невероятный по уровню финал, снятый в парке аттракционов и комнате кривых зеркал. После этого эпизода я совершенно не верю в утверждения Уэллса о том, что он не смотрел и с отвращением относился к немецкому экспрессионизму. Весь этот эпизод снят в духе классического экспрессионизма. Неслучайно Делёз видел в этом фильме и в "
Процессе/
Le procès" : настоящий неоэкспрессионизм, освобожденный от собственных нравственных предпосылок, как от идеала истины.
Собственно для анализа творчества Уэллса необходимо помнить о его юношеском увлечении ницшеанством и о том, что постоянной темой его фильмов является отсутствие "истины" как центра. Что все фильмы его - визуально сложные философские упражнения в разрушении моральных стереотипов. Он всегда снимал сильных личностей. И одновременно разоблачал их. Мало кто способен целиком понять суть взглядов Уэллса. Слишком это была сложная и противоречивая личность. Кстати, все его истории и том, как он придумал и снял этот фильм тоже оказывались ложью. Вернее фантазией. Но это уже к делу не относится.
Резюме:
Очень интересное упражнение по филосовской деконструкции нуара, опередившее своё время. При этом его можно смотреть и просто как фильм, многие эпизоды которого сняты невероятно хорошо.
(
Comments |
Comment on this)