Священная Гора / Der Heilige Berg (1926)
Режиссёр:
Арнольд Фанк (Arnold Fanck)
Страна:
ГерманияГод выпуска:
1926Автор сценария:
Арнольд Фанк (Arnold Fanck)
В ролях:
Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl),
Луис Тренкер (Luis Trenker),
Эрнст Петерсен (Ernst Petersen),
Фрида Ричард (Frida Richard),
Фридрих Шнайдер (Friedrich Schneider),
Ханнес Шнайдер(Hannes Schneider)
Жанр:
горный фильм,
драма,
немое киноПроизводство:
Berg- und Sportfilm,
Universum Film (UFA)
Страница на imdb Жанр "горных фильмов" сейчас кажется странной и полузабытой экзотикой.
Созданный после первой мировой войны Арнольдом Фанком, гениальным
самоучкой (он посмотрел первый в своей жизни фильм уже сняв "Чудо
горных лыж/
Das Wunder des Schneeschuhs", ему нужно было узнать на примере других, как монтировать
уже отснятый материал). Его первые фильмы вообще не имели сюжета и
представляли собой образец чистой завороженности киносьёмками в горах.
Там фактически была только снятая природа, на фоне которой ездили
лыжники и взбирались альпинисты. Как ни странно это оказалось
популярным жанром. Даже авторитетный кинокритик Кракауэр, весьма жёстко
заклеймивший в целом весь жанр за «протонацизм», не избежал очарования
художественным дарованием Фанка: Вымышленные коллизии Фанка, как бы
стремительно они ни развивались, не мешали любоваться роскошным
изобилием документальных кадров, запечатлевших безгласный мир горных
высот. Документальные достижения этих фильмов были огромны. Всякий, кто
видел их, помнит громады сверкающих белых глетчеров на фоне тёмного
неба, прихотливую игру облаков, похожих на снежные горы, ледяные
сталактиты, свисающие с крыш и с наличников крошечных шале, а в
расселинах таинственные ледяные чертоги переливчато сияли при свете
факелов ночной спасательной экспедиции. Похоже, это описание именно
«Священной Горы», по крайней мере меня поразили в ней схожие кадры.
Гениальный дилетант Фанк умел снимать поразительно красивые пейзажи.
Каждый кадр можно вешать на стену как картину.
Но всё же нельзя обойти вниманием и «идеологическую» составляющую
жанра. Конечно, эти фильмы не были пропагандой, там на первых порах
вообще отсутствовала любая политика. Но на уровне эстетики и метафизики
комплекс использованных образов и архетипов безусловно относится к
правой идее. Не случайно все ключевые деятели жанра остались в Германии
после прихода нацистов. Последний фильм Фанка был документальной
работой о великом скульпторе Арно Брекере. Луис Тренкер - ученик и
соперник Фанка - тоже был обласкан новыми властями. Не говоря уж о
великолепной Лени Риффеншталь. Утверждения о ритуальном характере гор и
альпинизма так же находит блестящее подтверждение в самом правом
лагере. Среди людей, штурмовавших в начале 20 - х годов прошлого века
альпийские вершины был, к примеру, Юлиус Эвола, безусловно, крупнейший
европейский философ - традиционалист. (Здесь хочу специально оговорить, что я вовсе не поддерживаю
распространённую тенденцию идеализировать Эволу. На мой
взгляд, это фигура хоть и безусловно талантливая, но слишком спорная.
Но мой критицизм не мешает мне использовать его работы в качестве
источников информации о тенденциях в правой философии первой половины
20 века. Точно так же, можно не быть сторонником марксизма, но при этом
использовать понятие диалектического материализма для анализа
советского авангарда 20 годов.)После второй мировой войны барон,
парализованный во время бомбардировки Вены союзниками, уже не мог
залезать на вершины. Но тему альпинизма он развивал до своих конца
дней. В 1973г. вышла его книга «Размышления на Вершинах» (Meditations
on the Peaks: Mountain Climbing as Metaphor for the Spiritual Quest).
На русский она не переведена, но встреченные в работах других авторов
цитаты довольно показательны: Занятия альпинизмом в суровых
условиях первозданных гор, способствуют пробуждению сокровенной древней
расовой памяти об образе жизни, присущем романо - арийской и арийско -
нордической расе, и заглушает вероятные расовые наслоения инородного
происхождения, обычно встречающиеся в каждом индивиде. Ещё более показательно вступление к его статье «Мореплавание как героический символ»: Если
что - то и свойственно новым молодым поколениям, то это - преодоление
всего «романтического» и возвращение к эпическому. Эффект красивых
слов, псевдо - психологических и интеллектуальных ухищрений неизмеримо
меньше, чем эффект деяния. Основополагающее здесь то, что пока
англосаксонские народы предаются «спортивным» страстям и девиациям,
наши новые поколения все чаще преодолевают чисто материальную
составляющую действия. Они пытаются интегрировать и прояснить её
посредством духовного начала и возвращаются - в большей или меньшей
степени осознанно - к деянию, то есть к освобождению, установлению
реального контакта (в противовес скептицизму или сентиментальности) с
могучим потенциалом предметов и стихий. Сегодня в природе существуют
две среды, наилучшим образом подходящие для освобождения и реинтеграции
эпического деяния: это высокие горы и открытое море - два символа
восхождения и мореплавания. Здесь борьба с трудностями и опасностями
становится и непосредственным средством внутреннего преодоления
элементов, принадлежащих низшей природе человека и которые следует
укрощать и преобразовывать.
После смерти прах Юлиуса Эволы был развеян над ледником Монте Роза.
Я позволил себе столь длинное философское отступление, с целью
обозначить основные черты рассматриваемого фильма. Это исключительный
визуальный талант режиссёра и правая философия как стержень сюжета,
который формально выглядит мелодраматичным. Танцовщица Диотима
(блестящая роль Лени Риффеншталь) влюбляется в альпиниста Карла. Но
перед свадьбой позволяет себе заигрывать с его близким другом Виго, что
приводит к трагедии. Жених зовёт друга в горы, на штурм неприступной
вершины, и оба там гибнут. Не замысловато, почти банально. Но на деле
всё гораздо серьёзнее, сильнее и эпичнее. Любовь и конфликт между
Карлом и Диотимой здесь воплощают конфликт между метафизическими
принципами. Диотима - воплощение стихии моря, чистый танец. Карл же
является человеком, способным существовать только в разреженном воздухе
вершин. Ключевой диалог:
- Спустились вы сверху? Там должно быть красиво.
- Красиво - трудно - и опасно!
- И что там можно найти такого, чего нет здесь?
- Себя.
- И больше ничего?
- А что ищете вы тут вверху... на природе?
- Красоту!
- И больше ничего?...
В итоге здесь вообще нет отрицательных героев, есть несовпадение
мировосприятий. Диотима - искренне любящая и героическая, по сути,
женщина. Впрочем, она влюблена скорее в мировоззрение Карла, в «его
мир», чем в него самого. В её мире дружеский флирт без тени интима не
мог привести к таким последствиям. Карл - тоже персонаж героический.
Решающий эпизод фильма - долгое стояние над пропастью, в которой висит
его сорвавшийся друг - соперник. Обезумевший Карл всю ночь держит
друга, что бы утром посмотреть на солнце и сделать шаг вперёд. Трудно
представить себе «мелодраму», где ключевое слово не «любовь», а
«верность». Однако, это именно такой фильм, снятый с исключительным
талантом. Долгий эпизод с лыжной гонкой хоть и выпадает из течения
фильма, но совсем не скучен. Становится ясно, у кого Риффеншталь
училась снимать спортивные состязания. Так же удивляет наличие явно
экспрессионистских моментов. Вообще, фильмы Фанка были во всём
противоположны экспрессионизму. Но грёзы обезумевшего Карла решены в
духе раннего Фрица Ланга, особенно ледяная пещера, сравнимая только со
страной мёртвых из "
Усталой Смерти/
Der Müde Tod". Между прочим, Ланг очень
положительно отзывался о «прекрасных горных фильмах», правда не
упоминая именно Фанка, но на момент написание тех строк такие фильмы
снимал фактически только он.
Прекрасное во всех отношениях кино. Идеальный образец жанра. По
моему, его смогла превзойти только сама Риффеншталь, в "
Синем Свете/
Das Blaue Licht".
Тема Абсолюта в горах и море так и осталась магистральной для неё до
самой смерти.
(
Comments |
Comment on this)