Гвозди (2003)

Feb 27, 2012 21:35

Гвозди (2003)

Режиссёр: Андрей Исканов
Страна: Россия
Год выпуска: 2003
Автор сценария: Андрей Исканов
В ролях: Андрей Исканов, Александра Батрумова,Ирина Никитина, Святослав Ильясов
Композиторы: Андрей Исканов, Александр Шевченко
Автор спецэффектов: Андрей Исканов
Жанр: diy-фильм, gore, арт-хаус, хоррор
Страница на imdb

Я написал сценарий фильма «Гвозди» за четыре дня. Именно тогда я начал разрабатывать собственную концепцию «фильма-сна». Она заключается в том, что фильм должен восприниматься как причудливый и внутренне логичный сон. Необходимо удалять из замысла все элементы, мешающие воспринимать его как сон.
(с)Андрей Исканов.

С именем Исканова связано одно из самых сильных эстетических разочарований в моей жизни.
Когда я впервые прочитал про то, что в Хабаровске некие люди снимают малобюджетные сюрреалистические хорроры, то был крайне заинтригован. Описания первых двух фильмов Исканова были реально хороши, в особенности краткий пересказ сюжета "Гвоздей". Идея с изменением восприятия реальности при помощи вбивания гвоздей в мозг напомнила про пересказ Мишей Вербицким великолепной статьи Тима О'Нейла Surgeons and Gluttons из первого выпуска Apocalypse Culture, посвящённой как раз таким практикам. Я тогда, естественно, ещё не прочитал английский оригинал, но сама легенда о коммуне хиппи, снимавшей фильмы с актами автотрепанации черепа в поисках просветления столь диким путём меня очень впечатлила. И похожий сюжет в российском независимом кино не мог пройти мимо моего внимания.
Но прежде чем добраться до собственно фильма я почитал на сайтах интервью Исканова. Там назывались множество хороших фильмов и отличных режиссёров, но при этом очень чувствовалось ненормально высокое самомнение автора.
Потом нашёл краткий сюжет его так и не снятого апокалиптического зомби вестерна "Некро". Сценарий был очень плохим. Очень. Найденные потом стихи Исканова на смерть Лучио Фульчи подтвердили, что автор - графоман. В плане литературы. Но я надеялся на то, что кино является визуально ориентированным видом искусства, и в этом случае слабый текст вполне способен стать основой достойного фильма. Потом скачал два фильма. Начал с "Видений Ужаса" (imdb). Это было ужасно, я дважды пытался его посмотреть, но ломался уже на первых сорока минутах. Тогда у меня сознание ещё не было приучено к длинному бездарному псевдоавангарду, недостаточный уровень опыта в просмотре такого рода дичи. Досмотрел через несколько лет, когда уже смог воспринимать происходящее на экране как комедию. Поэтому к просмотру "Гвоздей" приступил очень осторожно, не ожидая ничего хорошего.
Ну что могу сказать. Я думал - будет на порядок хуже. В "Гвоздях" же всё не столь чудовищно, как в "Видениях Ужаса"  (imdb). Главное - диалоги и монологи сведены к минимуму, для графомана вроде Исканова, это огромный плюс. Визуальные эффекты тоже не такие уж слабые, несколько моментов оказались реально неплохими. Особенно видения после последних гвоздей в черепе порадовали, срезания кожуры с яблока, под которым оказался металл - очень неплохой образ.
Главный минус - начало. В первом же эпизоде Исканов блестяще доказал, что не умеет ни сам играть, ни подбирать актёров. И в принципе не способен сделать более менее нормальный экшн. К тому же этот идиотский эпизод с "убийством" никак не связан с дальнейшим сюжетом и внесён лишь  для романтизации главного героя. Хотя ничего бы не изменилось, будь он не киллером а водопроводчиком. Ещё один минус - затянутость, всё можно было бы куда адекватнее порезать и сократить до хорошей короткометражки. В плюсе - музыка.
В любом случае радует, что в далёком Хабаровске пытаются сделать русскую Gunea Pig. Жаль, что так коряво и с таким поразительным уровень провинциальности. Особенно впечатлили бутылки из под Хэннеси, расставленные в задрипанной хрущёвке.

В целом, проблема Исканова не в отсутствии таланта (он действительно способен сделать визуальный эффект почти на пустом месте) и уж тем более не в отсутствии энтузиазма и работоспособности. У него банально нет вкуса и способности адекватно оценить результат. Этот человек выдаёт гигантский поток образов, но все удачные моменты в этом потоке попросту тонут, заслонённые множеством проходных. В идеале он мог бы стать отличным автором спецэффектов и ассистентом режиссёра. Тогда над ним бы стоял кто-то, кто был бы в состоянии сказать нет на новую "гениальную" идею. Но у Исканова слишком завышенное самомнение и слишком восторженные поклонники.
(
Comments
|Comment on this)

рецензия, diy-фильм, Россия, gore, арт-хаус, 2003, хоррор

Previous post Next post
Up