Дело Дрейфуса /L'affaire Dreyfus (1899)
Режиссёр:
Жорж Мельес (Georges Méliès)
Страна:
ФранцияГод выпуска:
1899Автор сценария:
Жорж Мельес (Georges Méliès)
В ролях:
Жорж Мельес (Georges Méliès)
Жанр:
драма, кинопримитив,
короткометражка,
немое кино,
немой сериалСтраница на imdb Дело Дрейфуса, Диктант ведомости/L'Affaire Dreyfus, La dictée du bordereau (1899)
Страница на imdb Главный фильм Мельеса, из снятых до наступления ХХ века. Единственный раз, когда он, в погоне за сенсационным материалом внезапно вступил на территорию реальной политики и реальной трагедии.
Надо сразу отметить, что зрители фильма были прекрасно осведомлены, о каких именно эпизодах идёт речь, поскольку дело было исключительно важное и заметное, реально поставившее Францию на грань гражданского противостояния, близкого к холодной гражданской войне. Арест офицера еврея, ложно обвинённого в государственной измене оказался лакмусовой бумажкой, вскрывшей национальные и идеологические противоречия в стране.
Первый фильм из серии демонстрирует тот диктант, после заполнения которого было заявлено, что почерк Дрейфуса схож с почерком неизвестного шпиона. Всё привычно картонное. Персонажи хаотично ругаются.
Дело Дрейфуса. Остров Дьявола/L'Affaire Dreyfus, A l'ile du diable (1899)
Страница на imdb В январе 1885 Дрейфуса отправили на "Чёртов Остров" или Остров Дьявола. Показу Дрейфуса в этой каторжной тюрьме и посвящена сия короткометражка. Тюрьма нарисована на картоне. Действие происходит во внутреннем дворике. Дрейфус, в белом костюме и шлеме, похожий на отдыхающего плантатора колонизатора, читает письма или документы. Разговаривает с охранником. И чудовищно страдает. Страдание выражается в покачивании головой.
Познавательно.
Дело Дрейфуса. Дрейфус в оковах/L'Affaire Dreyfus, Mise aux fers de Dreyfus (1899)
Страница на imdb Тоже история из каторги, но в этот раз куда более живая. Три персонажа, отчётливо сочувственный к Дрейфусу тот повествования.
Камера. К спящему заключённому приходят охранники, будят его, зачитывают постановление и нацепляют кандалы на ноги, не позволяющие встать с постели. Кандалы видны очень хорошо, и это реально неприятные устройства, не хотелось бы оказаться на месте того, чью свободу передвижения ограничили столь жёстким образом. Дрейфус снова страдает, но этим страданиям веришь.
Дело Дрейфуса. Самоубийство полковника Анри/L'Affaire Dreyfus, Suicide du Colonel Henry (1899)
Страница на imdb Ключевой момент всей истории. Полковник Анри, один из инициаторов ареста Дрейфуса по обвинению в шпионаже, естественно был одним из активнейших антидрейфусаров. Именно он и создал поддельное письмо германского военного агента, полковника Шварцкоппена к итальянскому военному агенту Паницарди, в котором говорилось об «этом еврее» (названа только первая буква Д.). В двух других так же якобы перехваченных письмах говорилось об «этой каналье Дрейфусе» После раскрытия подлога Анри был арестован и покончил с собой в тюрьме.
Именно это нам и показывает Мельес. Впервые в его творчестве я наблюдаю суицид и вообще, попытку сделать нечто серьёзно драматичное. И у него вполне получается. Анри вполне реалистично, с кровью, перерезает себе горло бритвой. Вбежавшие охранники находят письмо.
Дело Дрейфуса. Высадка в Квибероне/L'Affaire Dreyfus, Débarquement à Quiberon (1899)
Страница на imdb Наверно самый странный из короткометражных фильмов, снятых в рамках данной серии. С одной стороны - проходной эпизод, с другой - Мельес наконец-то получает возможность использовать свои любимые спецэффекты. Небольшие, всего лишь появляющаяся и исчезающая молния, символизирующая грозу. Вода сверху. Качающиеся лодки. Немного, в принципе. Но этот эпизод наглядно показывает, что он вполне мог бы включать свои технические наработки в документальное и реалистичное кино. Ясно, что по своему характеру он бы просто не захотел идти по этому пути, скорее подходящему для его великого конкурента Де Шомона.
Дело Дрейфуса. Встреча Дрейфуса с женой в Рене/Entretien de Dreyfus et de sa femme à Rennes (1899)
Страница на imdb
Немного лирики. Родственник посещают узника, привезённого на кассационный суд. Отвлекая от рабочей встречи с некими людьми, по видимому адвокатами. Узник пухлый, бодрый но, как всегда, очень горюющий. Естественно, до прихода жены.
Интересный аспект, это уже третья камера в фильме, и они все очень и очень различны. Похоже Мельес рисовал новые декорации к каждому трёхминутному эпизоду.
Дело Дрейфуса. Покушение на адвоката Лабори/L'Affaire Dreyfus, Attentat contre maître Labori (1899)
Страница на imdb Лучший фильм серии. И один из самых ярких эпизодов процесса. Попытка антидрейфусарами убить адвоката, защищающего Дрейфуса.
Улица.
Адвокат разговаривает с спутниками, за ним очень подозрительно прогуливается некий человек. Внезапно выхватывается пистолет и делаются два выстрела в спину. Спутники адвоката начинают погоню за убийцей, оставив раненого Лабори на земле.
Неожиданно сильный штрих, люди сперва с деланным безразличием проходящие мимо раненного и лежащего на земле адвоката. Это говорит об атмосфере в обществе больше десятка книг на тему процесса.
Дело Дрейфуса. Битва репортёров/L'Affaire Dreyfus, Bagarre entre journalistes (1899)
Страница на imdb Проходной эпизод, репортёры дерутся перед заседанием. Маленький зал переполнен людьми, не удивлюсь, если это самый многолюдный из коротких фильмов Мельеса, статистов очень много. Сперва всё тихо, потом медленно вспыхивает дискуссия. В конце концов начинается реальная мясорубка, с тростями в качестве оружия. Это не преувеличение, общество было реально расколото. Мне очень нравится карикатура того времени, «Семейный ужин», художника Карана д'Аша. Сперва тихий ужин, на котором предупреждают "И только не говорите о деле Дрейфуса. Потом драка всех против всех, с надписью "Они о нём поговорили".
Дело Дрейфуса. Военный совет на заседании в Ренне/L'Affaire Dreyfus, Le Conseil de guerre en séance à Rennes (1899)
Страница на imdb Последний фильм сериала. Дрейфус признан виновным, но при облегчающих вину обстоятельствах, приговорён к 10 годам и имеет право на помилование.
Дело завершится полным оправданием только через семь лет. Мельес снимал всё по ходу процесса, не зная чём всё закончится. И естественно возбудил неприязнь властей, "Дело Дрейфуса/L'Affaire Dreyfus" считается первым в истории фильмом, подвергнутым политической цензуре.
ПОСМОТРЕТЬ ОНЛАЙН P.S
Через много лет Эйзенштейн мечтал поставить свою версию истории Дрейфуса. Во многом с целью свести счёты с правой Францией. Но завершить его он хотел "антиапогеем", поскольку с презрением относился к самой личности Дрефуса, ограниченного военного, абсолютно не способного понять смысл того, что происходило вокруг его имени. Антиапофеоз был следующим:
Давно затих океан взбудораженного общественного мнения.
Дрейфус - глубокий старец.
Уже не вылезает из кресла и халата.
Семейный совет.
Патриарх присутствует, но сидит в стороне.
Такие мелочи быта его не касаются.
А вокруг стола - горячие дебаты.
Есть подозрение, что кухарка проворовалась.
Выслушиваются стороны.
Мнения “против” и мнения “за”.
Аргументирует защита.
Нападает обвинение.
Но, наконец, сходятся на том, что “состав преступления” не
доказан.
Дело готовы предать забвению.
И вдруг в тишине - голос патриарха.
В огне дебатов о нем забыли.
И голос говорит: “И все же дыма без огня не бывает...”
(
Comments |
Comment on this)