Нанук с Севера/Nanook of the North (1922)
Режиссёр:
Роберт Флаэрти (Robert J. Flaherty)
Страна:
США,
ФранцияГод выпуска:
1922Авторы сценария:
Роберт Флаэрти (Robert J. Flaherty), Фрэнсис Флаерти (Frances H. Flaherty)
В ролях:
Аллакариаллак (Allakariallak), Найла (Nyla), Кунайю (Cunayou), Алли (Allee), Аллегу (Allegoo)
Жанр:
документальный,
немое киноСтраница на imdbЕсли бы вы захотели сопоставить Флаэрти с кем-либо в кинематографе, это было бы крайне сложно… Определить его место в кино так же сложно, может быть, разве что как одного из двух-трёх величайших посредников между киноискусством и жизнью
Орсон Уэллс (в программе "Портрет Роберта Флаэрти", BBC Broadcast, 1952)
Флаэрти действительно был уникален. Для того, чтобы обозначить его место в истории кино достаточно того факта, что сам термин "документальный фильм", судя по всему, был впервые применён именно к его работам. На самом деле интересный феномен, кино изначально возникло именно как фиксация действительности, продолжение фотографии. Потом уже сформировался чисто художественный кинематограф. И только в двадцатых окончательно возникло кино, художественно осмысляющее документальный материал. Большинство великих немых документальных фильмов описывают городскую жизнь. Тут отметились и Рутман, и Виго, и Вертов. Есть мнение, что это влияние прозы Джойса с стремлением показать один день городской жизни. Флаэрти тоже отметился в данном жанре, сняв фильм про Нью Йорк,
Двадцатичетырехдолларовый Остров/
The Twenty-Four-Dollar Island. Неплохой, не не отличный, и к счастью совсем нехарактерно для него. Зато Нанук характерен. И это безусловный шедевр.
Как и многие великие фильмы, Нанук с Севера был снят вовсе не с целью заработать приз на фестивале или кучу денег. Флаэрти с детства любил путешествовать, и, будучи геологом, часто отправлялся в экспедиции на север. Где тесно подружился с эскимосами и полюбил их культуру. И в результате решил попытаться снять фильм про их повседневную жизнь. После нескольких неудачных попыток ему пришла в голову гениальная идея, снимать конкретно одного человека. Причём снимать не тайком, Флаэрти взяв большой кредит потратил его, в том числе, и на проявочную аппаратуру и проектор, поэтому отснятый материал показывался "актёрам" и эскимосы понимали, что он делает и зачем.
И тут ему повезло ещё больше, эскимос Аллакариаллак по прозвищу Нанук (Белый Медведь) оказался исключительно артистичным человеком. Хотя ясно, что в фильме показана действительно его повседневная жизнь, слишком он ловко делал все работы, но он всё делал очень художественно. Человек из каменного века сознательно играет перед неизвестной ему публикой украшенную версию своих будней. Судя по всему мужик он был умный, хитрый и весьма весёлый, что и помогло создать по настоящему уникальную работу.
Ещё это фильм о природе. Точнее о пространстве. Флаэрти снимает ледяные просторы как некий беспрерывный и безжалостный вызов, который каждый день природа делает обитающим на севере людям. И героизм Нанука и его семьи заключается именно в упорстве, с которым они выживают в этих условиях. а так же в оптимизме и жизнерадостности, с которой они встречают каждую новую трудность. Этот фильм - настоящая поэма, даже точнее гимн. И эпическим героем здесь показан нецивилизованный и уже не молодой эскимос.
Этот фильм долго не хотели выпускать на экраны, опасаясь неизбежного провала. Но успех оказался ошеломительным. Кстати, даже название мороженного "Эскимо" возникло на волне популярности "Нанука с Севера". Только Нанук про это уже не узнал, когда Флаэрти через два года приехал вновь на север, то оказалось что Аллакариаллак погнавшись за оленями заехал слишком далеко от стойбища, не смог вернуться и умер от голода. Что только доказывает правдивость этого, пусть во многом постановочного фильма. Природа победила.
Великий фильм.
(
Comments |
Comment on this)