Паук/Zirneklis(1992)

Feb 07, 2012 02:32

Паук/Zirneklis(1992)

Режиссер: Василий Масс
Страна: Латвия
Год выпуска: 1992
Автор сценария: Владимир Кайякс (Vladimirs Kaijaks)
В ролях: Аурелия Анужите (Aurelija Anužite), Любомирас Лауцявичюс (Liubomiras Laucevičius), Мирдза Мартинсоне (Mirdza Martinsone), Саулюс Баландис (Saulius Balandis)
Композитор: Мартиньш Браунс (Martinš Brauns)
Жанр: арт-хаус, хоррор, эротика
Производство: Декрим
Страница на imdb

​Про существование этого фильма я узнал в качестве анекдота. Мне со смехом сказали, что оказывается есть даже латвийский эротический фильм ужасов, снятый в самом начале девяностых. Поскольку латвийское кино все девяностые и нулевые находилось и продолжает находится в состоянии комы, едва подавая признаки жизни, то сама идея появления хорошего жанрового фильма казалась абсурдной. Смотреть его я начал с целью посмеяться, ничего особенного не ожидая. И очень удачно ошибся.
В принципе это трудно назвать хоррором в чистом виде, перед нами скорее история сексуального пробуждения девушки и связанных с этим процессом страхов. Эпиграфом к фильму стала цитата из Фрейда - "Неосознанные сексуальные влечения наиболее тесными узами связаны с состоянием страха."
Чистая и невинная девочка Вита приходит к художнику в качестве натурщицы, позировать для заказанного церковью портрета Девы Марии. Художник очень загадочный и демонический, рисует мрачные картины на тему секса и пыток, оживающие на глазах девочки. Очень хорошая сцена, уровня, буквально, "Синдрома Стендаля/La sindrome di Stendhal". И не трудно догадаться, что он испытывает к героине очень сильные, конкретные и совсем не платонические чувства. Девочка бежит, но подлинную художественную интеллигенцию невозможно так просто остановить, ведь он способен приходить к ней во сне в образе гигантского паука и осуществлять, в таком своеобразном виде, виде всё задуманное. Эпизоды снов потрясают также как и ожившие картины, неясно, откуда в такое время в Латвии могли взяться специалисты, способные реализовать столь изысканный и сложный визуальный ряд, вдобавок с пошаговой анимацией и огромным муляжом паука. Я лично не могу назвать ни одного аналога на постсоветском пространстве. Да и в мировом масштабе возникают ассоциации только с такими странными фильмами как чешская "Валери и её неделя чудес/Valerie a týden divu" или мексиканская "Алукарда/Alucarda, la hija de las tinieblas" Впрочем Масс, безусловно, очень хороший художник, его работа заметна даже в фильмах Бренча, вспомните сцены в стриптиз-баре и наркоманских притонах из "Депрессии"(imdb).
Что интересно, в фильме вообще не заметно признаков того, что он снят на постсоветском пространстве. Это прибалтика, но другая, иллюзорная, которая словно никогда не была частью СССР. Членистоногой богеме противостоит священник, и это именно представитель традиционной и респектабельной духовной власти. Мать, напуганная происходящим с девочкой, отсылает её из города к тёте. Семья этой тёти живёт в средневековом замке, и этот замок вовсе не используется как музей, это именно частная собственность. Всё это порождает у зрителя, знакомого с реальной историей Латвии очень ирреальное ощущение некого параллельного мира, в котором не было ни потрясений, ни недавних баррикад. Фантазия о месте в Европе, но без сопутствующей обычно этому политической истерики. В сочетании с высоким художественным качеством фильма такой подход вызывает только уважение.
Фильм был либо сразу снят на русском, либо быстро переведён. Он находится ещё в русскоязычном культурном пространстве, представляя собой очень достойную культурную альтернативу процессам, происходившим в это время за Зилупе, в российском кинематографе.
К сожалению Василий Масс больше ни снял ничего. Тотальное уничтожение советской промышленности не обошло и рижскую киностудию. Кино в Латвии впало в кому, в коей и пребывает по сей день. В 1992 году в Латвии было снято только один фильм, и это именно описанный здесь Паук. Василий Масс, в последствии, стал дизайнером интерьеров. В кино он больше не вернулся.
Хороший фильм. Неровный, но очень хороший.

















(
Comments
|Comment on this)

эротика, 1992, рецензия, Латвия, арт-хаус, хоррор

Previous post Next post
Up