Кровь Поэта / Le Sang d'un poète (1930)

Mar 05, 2009 04:10

Кровь Поэта / Le Sang d'un poète (1930)
Режиссёр: Жан Кокто (Jean Cocteau)
Страна: Франция
Год выпуска: 1930
Автор сценария: Жан Кокто (Jean Cocteau)
В ролях: Энрике Риверо (Enrique Rivero), Элизабет Ли Миллер (Elizabeth Lee Miller),Полин Картон (Pauline Carton), Одетт Талазак (Odette Talazac), Жан Деборде (Jean Desbordes), Фернан Дишам (Fernand Dichamps), Люсьен Ягер (Lucien Jager), Барбетт (Barbette), Фераль Бенга (Feral Benga)
Композитор: Жорж Орик (Georges Auric)
Продюсер: Виконт де Ноай (Le Vicomte de Noailles)
Художники: Жан Д’Обонн (Jean d'Eaubonne),Коко Шанель (Coco Chanel)
Жанр: авангард, киноимпрессионизм, сюрреализм
Производство: Vicomte de Noailles
Страница на imdb

В 23-ем номере начались
безнадежные свидания
Гермафродита.

Жан Кокто был уникален. Во всём. Редко когда человек одинаково талантлив как поэт и прозаик, художник и кинорежиссёр одновременно. Хотя с последним всё ясно, человек способный придумать хороший текст и визуализировать его - по определению сможет снять фильм.Иногда даже хороший. Не всё в его творчестве одинаково ценно, к примеру пьесы на мой взгляд интереснее стихов.
В любом случае его уникальность привела к весьма забавному последствию,популярный, к сожалению, автор Дэн Браун упомянул его в своём Коде Да Винчи  в качестве одного из великих магистров "Приората Сиона". Хорошо, что вдохновлённые Брауном конспирологи ещё не добрались до фильмов Кокто, иначе нас бы ждал вал книг с попытками расшифровать  эзотерический смысл происходящего на экране.
"Le Sang d'un Poete" - один из первых фильмов Кокто. До него он снял только немую короткометражку "Жан Кокто снимает фильм/Jean Cocteau fait du cinéma", которую обычно упоминают как утерянную. Судя по его воспоминаниям -  то было нечто в духе бурлесков Чаплина и Бастера Китона. "Кровь Поэта" - совсем другая работа. Это сюрреализм. Один из лучших сюрреалистических фильмов вообще. Конечно, сами сюрреалисты приняли его в штыки, так же как и все сюрреалистические фильмы кроме двух работ Бюнуэля и Дали. Кокто упоминал, что этот фильм для него был во многом актом протеста против "политики" сюрреализма, точнее той литературно-бюрократической группы, приватизировавшей  данное понятие.
Главное очарование этого фильма - в его свободе. Продюсер фильма, легендарный виконт де Ноай, просто предоставил средства и никак не вмешивался в процесс съёмки. Тоже самое он сделал и для Бунюэля, дав деньги на съёмку "Золотого Века/L' Âge d'or". Хороший был человек.
В итоге, вместо заказанного мультфильма, сделать который было на тот момент невозможно технически, получился странный фильм. Свободный, как анимация. То, что Кокто был абсолютным любителем, только помогло. Талантливый дилетант иногда способен сделать то, что не смогут реализовать и десяток профессионалов.
В последствии, многие образы, вроде проходов через зеркала, были использованы Кокто в гениальном "Орфее/Orphée", считающимся продолжением "поэтической трилогии", законченной поразительно грустным "Завещанием Орфея/Testament d'Orphée". Но между этими фильмами есть существенная разница. "Орфей/Orphée" - хороший, талантливый и качественно сделанный фильм о поэзии. Сюрреализм там возникает лишь в сценах в царстве мёртвых. "Кровь Поэта" - минималистический, сыгранный словно одним пальцем на рояле образец чистой поэзии, переданной кинематографическими средствами. Это именно стих, верлибр, свободная импровизация с перетекающими друг в друга образами.Даже "Завещанием Орфея/Testament d'Orphée" на его фоне выглядит скованно.
Шедевр.



(
Comments
|Comment on this)

сюрреализм, рецензия, Жан Кокто, Виконт де Ноай, 1930, авангард, Франция

Previous post Next post
Up