Жизнь и смерть А.С. Пушкина (1910)
Режиссёр:
Василий ГончаровСтрана:
Россия (
Российская Империя)
Год выпуска:
1910Автор сценария:
Василий Гончаров, Макарова
В ролях:
Александра Гончарова,
Владимир Кривцов, Владимир Марков
Оператор:
Альфонс ВинклерПродюсер:
Александр ХанжонковЖанр:
исторический,
кинопримитив,
короткометражка,
немое киноСтраница на imdb
Восторг!
Всё таки русскому художественному кинематографу несказанно повезло, его фактическим создателем стал маловменяемый графоман и эксцентрик. Сама история того, как он написал сценарий к
Понизовой вольнице
(
imdb) достойна поэмы.
Но первым фильмом Гончарова, который я увидел, была вот эта красота. Пересматривал три раза. Если не больше. Гончарова не зря в дурке подлечивали, полная муть, снятая в бешенном темпе. Ко времени съёмок этого фильма Ханжонков уже ввёл должность помошника режиссёра, специально с целью останавливать бурные порывы Гончарова и всячески его контролировать.
Здесь его не сдерживали. Жизнь Пушкина показанно следующим образом. Лицеисты играют в снежки - Пушкин читает стихи. Все в восторге. Следующая сцена: Лицеисты сдают экзамен - Пушкин читает стихи. Все в восторге. И так - весь фильм.
Когда Пушкин пришёл к императору, и опять, в экспрессивной манере, начал читать стихи - то я еле удержался от хохота. И очень захотел снять современный ремейк, с теми же интертитрами.
Кстати, фильм заканчивается письмом от царя с обещанием финансирования семье, принесённым к смертному одру пиита. Пиит целует письмо и помирает. Как не странно, без чтения стихов, царь тут важнее. У русского кино был достойный отец, по моему, до сих пор российские исторические псевдоблогбастеры и сериалы стремятся к чистоте тех первых работ. Кстати, при дуэли Пушкин выстрелил назад, в сторону секундантов. И после "смерти" начал экспрессивно дёргаться, словно поймал Харона и начал там читать ему стихи...
Этот эпизод был прекрасно описан в фельетоне некого Добровольского "Как я перестал роптать на судьбу", описывающего съёмку именно этого шедевра:
"Пушкин" сперва обернулся, потом нелепо бухнул на землю. Подбежали
секунданты. Один тут же фыркнул на другого: "Чего на ноги лезешь, черт!
Стреляй, стреляй!". "Пушкин" слишком рано нажал на курок и выстрелил
куда-то в небо. Потом сел, уставился на "Дантеса" и стал целиться.
"Подхватывай на руки... Живо... На сани... Куда головой вертишь!" - ревел режиссер.
"Пушкина" облапили секунданты и увезли. Аппарат перестал трещать."
Мой любимый российский кинопримитив. Чистая энергия.
(
Comments |
Comment on this)