В прошлом году в Мариенбаде/L'année dernière à Marienbad (1961)

Aug 19, 2010 21:30

В прошлом году в Мариенбаде/L'année dernière à Marienbad (1961)

Режиссёр: Ален Рене (Alain Resnais)
Страна: Франция, Италия
Год выпуска: 1961
Автор сценария: Ален Роб-Грийе (Alain Robbe-Grillet)
В ролях: Дельфин Сейриг (Delphine Seyrig), Джорджио Альбертацци (Giorgio Albertazzi), Саша Питоев (Sacha Pitoëff),
Оператор: Саша Верни (Sacha Vierny)
Жанр: арт-хаус, драма, мелодрама
Страница на imdb

«В прошлом году в Мариенбаде» не длится год и три дня. Он длится полтора часа. И в этом случае не может быть речи о каком-либо противопоставлении диегетического времени и времени фильма.
Ален Роб-Грийе

Строго говоря, я хотел посмотреть этот фильм вовсе не из за режиссёра.
В Прошлом Году в Мариенбаде - один из самых любимых мной текстов покойного французского писателя авангардиста, режиссёра и теоретика "нового романа" Алена Роб-Грийе. Причём самое интересное в этом тексте - он действительно является "кинороманом", пожалуй это единственный известный мне роман, имеющий право так называться. То есть, это достаточно обычный для стилистики Роб-Грийе текст, без психологии персонажей, с долгими и подробными описаниями каждой вещи и с нелинейным временем повествования. Но  в качестве взгляда зрителя, да и вообще, в качестве самостоятельной точки отсчёта, использована камера. То есть он подробно описывает каждую сцену в романе как раскадровку, используя и описание закадровой музыки, и движение камеры. Поэтому мне было искренне интересно, как столь подробный текст будет перенесён на экран.
Не знаю, какого было смотреть этот фильм тем, кто не читал романа и не был знаком с теоретическими работами Роб-Грийе. Потому что фильм действительно выпадает за рамки традиционного кинематографа. Сейчасего открытия выглядят уже скорее общим местом, куча режиссёров европейского арт-хауса пытается подражать подобной стилистике. Но я бы не сказал, что хоть у кого-то ещё получилось снять что-то подобное. Даже у самого Алена Роб-Грийе, его поздние фильмы вроде замечательной "Бессмертной/L'immortelle" всё же не дотягивают.
Гениальный формалистский эксперимент.
Все описания Рене постарался предельно точно воплотить на экране. Это, в принципе, особенность Алана Рене как режиссёра, он был скорее иллюстратор чужих текстов. Сюжет сложен для восприятия, как всегда у Роб-Грийе. Некая гостиница. Людей полно, но они кажутся тенями, человек в этом  фильме не особенно отличается от вещей. Люди стоят в тире, слушают музыку, ведут бессмысленные разговоры. И в этой обстановке происходит нечто вроде любовного треугольника, некий безымянный мужчина (все персонажи безымянны и обозначаются в тексте буквами) убеждает женщину, что они были знакомы в прошлом году, и что она обещала уйти через год от мужа и уехать с ним. Женщина не помнит ничего, но он продолжает рассказывать, напоминая ситуацию за ситуацией. Главная особенность фильма - нет никакой разницы между "воспоминаниями", "реальным временем" и "придуманным". Всё перетасовано, всё перетекает друг в друга без логического обоснования. Но при этом история выглядит вполне убедительно, просто не нужно анализировать его с позиции обычного кинематографа, так же как и с позиции обычного романа.
Сам Роб-Грийе написал немало статей и теоретических текстов, объясняющих свой метод. В том числе и про кино:
Фильм "В прошлом году в Мариенбаде" благодаря его названию, а также благодаря другим фильмам, постановщиком которых был Ален Рене, сразу же стали рассматривать как одну из психологических вариаций на тему утраченной любви, забвения, воспоминания. Вопросы, которыми люди охотнее всего задавались,были: действительно ли этот мужчина и эта женщина встретились и полюбили друг друга в прошлом году в Мариенбаде? Помнит ли молодая женщина красивого незнакомца, при этом просто делая вид, будто не знает его? Или же она действительно позабыла всё, что произошло между ними? И так далее. Надо ответить прямо: эти вопросы не имеют никакого смысла. Мир, в котором разворачивается действие всего фильма, характерным образом принадлежит вечному настоящему, которое делает невозможным любое обращение к памяти. Это мир без прошлого, который в каждый момент является самодостаточным и постепенно исчезает. Этот мужчина и эта женщина начинают существовать, только когда они в первый раз появляются на экране; до этого их просто нет; и едва сеанс завершается, они вновь перестают существовать. Их существование длится ровно столько же, сколько длится фильм. Помимо тех образов, которые мы видим, слов, которые мы слышим, никакой реальности здесь быть не может
Время и описание в современном повествовании

Но я думаю, можно ничего не знать про теоретизирования автора и простос удовольствием смотреть этот фильм. Потому что он, как ни банально, очень красив и хорошо сделан.
Шедевр.

(
Comments
|Comment on this)

Ален Рене, мелодрама, рецензия, драма, Ален Роб-Грийе, Италия, Саша Питоефф, арт-хаус, Дельфин Сейриг, Франция, Джорджио Альбертацци, 1961, Саша Верни

Previous post Next post
Up