Неизвестный/The Unknown (1927)
Режиссёр:
Тод Браунинг (Tod Browning)
Страна:
СШАГод выпуска:
1927Автор сценария:
Тод Браунинг (Tod Browning),
Вольдемар Янг (Waldemar Young)
В ролях:
Джоан Кроуфорд (Joan Crawford),
Лон Чейни (Lon Chaney),
Ник Де Руис (Nick De Ruiz),
Норман Керри (Norman Kerry)
Жанр:
драма,
немое киноСтраница на imdb Актер неразрывно слит со своей общественной ролью: он делает актуальным
виртуальный образ роли, становящийся видимым и светящимся. Актер - это
«монстр», или, скорее, прирожденные актеры являются монстрами - как,
например, сиамские близнецы или человек без рук и ног, поскольку их роль
осознается ими в поразившем их избытке или недостатке. Но чем больше
виртуальный образ роли становится актуальным и прозрачным, тем сильнее
актуальный образ актера уходит во мрак и тускнеет: это похоже на частное
дело актера, смутную месть, до странности неясную криминальную или
юридическую деятельность. И эта скрытая активность может проявиться и, в
свою очередь, сделаться видимой по мере того, как прерванная роль
тускнеет. Здесь мы узнаем основную тему творчества Тода Браунинга, еще в
немом кино.
(с)Жиль Делез.
Как то так сложилось, что из
творчества Браунинга более менее известны широкому кругу зрителей только
звуковые работы. Начиная от шокирующих и безусловно гениальных
"Уродцев/
Freaks" и заканчивая крепким и профессиональным стилеобразующим
хоррором "Дракула/
Dracula". Однако рассвет таланта Браунинга пришелся на эпоху
немого кино. "Неизвестный" - пожалуй самый яркий образец стиля раннего
Браунинга. И он гениален. С первого и до последнего кадра.
Самое
поразительное - фильм очень современен по духу. Даже интересно, первый
ли это в истории кино образец использования психоанализа? С сексуальными
фобиями у одного персонажа, девушки, которая не может общаться с мужчинами,
поскольку испытывает ужас перед их руками. Девушку, кстати, играет великая Джоан Кроуфорд.
И психологической аномалией,
если не сказать мутацией, у другого. Убийца, которого легко опознать по
сросшемуся пальцу на руке, изображает безрукого циркача. И достигает
такого мастерства в этом деле, что легко соглашается отрезать себе руки.
Сюжет в духе Ходоровски или Линча, если не Кроненберга. Ходоровски,
кстати, возможно знаком с этим фильмом, по крайней мере в его "Священной
Крови/
Santa Sangre " присутствуют многочисленные отсылки к нему. Цирк, метание ножей,
отрезанные руки и так далее. Это совсем не похоже на совпадение.
Думаю,
с сюжетом уже ясно. Полное безумие. Мне кажется, тяга персонажей
Браунинга к саморазрушению связана с личностями авторов. Под авторами я
имею в виду не только режиссера. С моей точки зрения полноправным
соавтором фильма можно считать и актера, исполнившего главную роль. Лона
Чейни. Естественно старшего.
Только после просмотра этого фильма я действительно увидел, что он
гениальный актер. Абсолютно гениальный. Его роль в этом фильме, где он
обходится без внешнего грима, просто завораживает. Действительно веришь,
что перед нами человек, не пользующийся руками. И при всей моей
симпатии к Бэлле Лугоши вынужден признать - роль графа Дракулы нужно
было играть Чейни. И жаль, что Чейни не дожил до начала съемок.
И
что самое интересное, Браунинг не просто превратил фильм в оформление к
гениальному перфомансу одного актера. Сам фильм снят красиво. Очень
красиво. Я только тут впервые увидел, насколько меткий был взгляд
Браунинга, он снимал как настоящий художник. Думаю даже без Чейни этот
фильм стал бы великим, ведь стали же великими упомянутые в начале
рецензии звуковые работы Браунинга. Хотя очевидно, насколько там
сильно давление продюсеров. И насколько заметно отсутствие единственного
актера, способного воплотить на экране паталогические замыслы
режиссера.
Шедевр. 10 из 10.
(
Comments |
Comment on this)