Монстры (1993)

May 09, 2010 21:43

Монстры (1993)

Режиссёр: Сергей Кучков
Страна: Россия
Год выпуска: 1993
Автор сценария: Сергей Кучков
В ролях: Борис Щербаков, Георгий Николаенко, Элла Сафари
Жанр: monster movie, фантастика, хоррор
Производство: «Синебридж»
Страница на imdb

После просмотра этого фильма я чувствовал, что сбылась мечта идиота. Я искал этот ужас более десяти лет.
Мне тогда было четырнадцать-пятнадцать. До этого я уже читал, что есть такой феномен, который в последствии получил в России название"трэш кинематограф", мне как то попалась забавная статья с описаниями фильмов Вуда, Кормана и сюжетом "Токсичного Мстителя/The Toxic Avenger". Но это было чистой теорией, на практике я считал что есть кино хорошее, и есть плохое. Хорошее смотреть интересно, плохое - нет. Этот фильм всё поставил на свои места, я хохотал с появления первых "глоких куздр" и до финальных титров. Большая злобная черепаха осталась в моём сердце на всю оставшуюся жизнь.
И вот,  в зрелом возрасте, пересмотрел. Даже двд в конце концов купил.
Впечатления от фильма, если честно, двойственные. С одной стороны - всё очень круто. Господин Кучков вообще умел ни писать сценарии, ни снимать. В итоге получился совершенно абсурдистский фильм.  Достаточно уже начала. Фильм начинается с сюрреалистичных кадров, где некие люди под водой накладывают макияж, пьют чай, водят машины и так далее. В каждой новой монтажной склейке они изменяют одежду и аксессуары и делат что-то новое. Между эпизодами показывают фотографа в водолазном костюме, снимающего данную сессию. У моделей нет  кислородных баллонов, и наверх они в кадре не всплывают. Потом фотограф (а это Щербаков, играющий главного героя), решает что хватит и всплывает из бассейна.  И из воды выходит один Щербаков, модели остаются внизу, под водой, кофе пить. Просто Бунюэль какой-то. Потом, примерно полчаса, можно даже проматывать, потому что герои скучно летят в экспедицию. В "зону". Всё как и надо, возглавляет экспедицию  бывшая любовница фотографа, потащившая его снимать для них сенсационный материал. Но зона - это совершенно обычный микрорайон. Ни малейшей попытки обыграть возможности, которые предоставляет обезлюдевший город. То есть это "чернобыльксплотейшенс", но Припятью и не пахнет.
Да что там возможности, там даже в моментах "экшна", когда герои от крыс и раков бегают, на заднем плане регулярно проезжают автомобили и поезда. Потом один из этих поездов, чисто случайно провозивших по зоне цистерны с жидким азотом, врежется в мышей. Роль взрывающегося поезда выполняет игрушечная модель. Кроме того, при прилёте в эту самую зону один из учёных произносит - "подышим свежим воздухом на природе". И всё так и есть, при блужданиях по зоне никто не использует дозиметры. Вообще. Защитные костюме правда используют, когда идут на разрушенную станцию. Но надевают их перед воротами станции, более того, на посту у этих ворот стоят солдаты без всякой защиты. И прекрасно себя чувствуют. "Никакие сто рентген не сломают русский ген"(с)
Мутаций в округе тоже сперва не видно. Правда есть какие-то непонятные муляжи в лаборатории, глядя на которые произноситься гениальная фраза - "Мы так и не поняли, как яблоко могло скреститься с грушей" И ещё размытые фото четырёхрогих козлов. Но перед приездом мутации резко прекратились, "видимо назревает новый виток". Да, кстати, там потом учёные ещё пытались как то связать резкий рост различного скота с пятнами на Солнце, что привелу к мощному "псевдонаучному" потоку бреда, но Кучков-сценарист про это очень быстро забыл. Ладно, скучную часть описали, теперь веселуха. На ровном месте все эти забавные животные, до этого прятавшиеся от взоров учёных, вдруг резко повылазили изо всех щелей и принялись бесчинствовать. Вороны - сбивать вертолёты, крысы - хватать всех и вся. Ещё там была какое-то не идентифицируемое креведко, утащившее через окно учёного прямо в тот момент, когда он рассказывал о том, что придумал как монстров утихомирить и остановит процесс мутации. Надо ли объяснять, что про эту линию сюжета сценарист\режиссёр тоже моментально забыл?
Короче всю эту битву российских военных с креветками я наблюдал с неизменным восторгом. Уровень спецэффектов примерно как в " Баке Роджерсе/Buck Rogers", уровень пафоса забивает всё. Монстров почти никогда не показывают в одном кадре с людьми, а если пытаются, то получается дико топорно. Зверюшки явно набраны в ближайшем зоомагазине, что приводит к весьма комичному эффекту. Если крысы и вороны с "Ужасными Раками" ещё вполне местные, то питоны и экзотическая ящерица несколько выбиваются из туземной фауны. Вопрос с черепашкой для меня остаётся ещё открытым, может и местная. В большинстве случаев ужасные монстры непринуждённо бегают по откровенно игрушечным декорациям, крыски так вообще ухоженные и спокойные, но поверх наложены рыки и рёвы, а при монтажных врезках демонстрируют убегающих в ужасе хомо сапиенсов. С ужасными раками, кстати, ещё больший прокол. Мало того, что за весь фильм они так никого не завалили, их задача вообще похоже заключалась в том, что бы забираться на игрушечные вагоны и медленно с них падать, грозно но вяло помахивая клешнями.
Короче - всё настолько прекрасно, насколько это возможно. Но есть одно крайне неприятное но... В одном из моментов грозно ползущую по игрушкам змею заманивают в ловушку и поджигают. Так вот, эта сцена сделано подозрительно реалистично, а для фильма с таким запредельно низким уровнем спецэффектов - очень подозрительно. И образовавшаяся у меня гипотеза мне сильно испортила удовольствие от просмотра. Если это не ошибочное предположение - то лучше бы они Щербакова как нибудь прибили. Кадр с мёртвой черепахой подтверждает впечатление, а сбиваемые из духового ружья вороны, в сцене боя с вертолётами, всё расставляет по местам. Убивал он животных. Ради дешёвого хоррора.
И ещё в фильме есть один по настоящему страшный момент. В нём оставшиеся в живых героиня Эллы Сафари  с фотографом убегают в подъезд, заколачивают дверь, (со словами "теперь мы в безопасности", что очень странно при наличии за спиной целого дома с возможными сюрпризами в виде берлог и проходов наружу), потом обнявшись садятся на ступеньки и вспоминают свою прошедшую любовь. Любовь подробно показывается, под дичайшую, плохо спетую англоязычную попсу, явно написанную специально для фильма. И это реально страх и ужас.



(
Comments
|Comment on this)

Элла Сафари, Борис Щербаков, рецензия, Сергей Кучков, Георгий Николаенко, monster movie, Россия, 1993, фантастика, хоррор

Previous post Next post
Up