Женщина на Луне/Frau im Mond (1929)

Apr 09, 2010 14:44

Женщина на Луне/Frau im Mond (1929)

Режиссёр: Фриц Ланг (Fritz Lang)
Страна: Германия
Год выпуска: 1929
Авторы сценария: Фриц Ланг (Fritz Lang), Теа Фон Харбоу (Thea von Harbou)
В ролях: Вилли Фрич (Willy Fritsch), Герда Маурус (Gerda Maurus), Густав фон Вангенхайм (Gustav von Wangenheim), Клаус Поль (Gustav von Wangenheim), Фриц Расп (Fritz Rasp)
Операторы: Константин Ирмен-Чет (Konstantin Irmen-Tschet), Курт Курант (Curt Courant), Оскар Фишингер (Oskar Fischinger), Отто Кантурек (Otto Kanturek)
Авторы спецэффектов: Константин Ирмен-Чет (Konstantin Irmen-Tschet), Оскар Фишингер (Oskar Fischinger)
Жанр: немое кино, фантастика
Страница на imdb

От немой кинофантастики на тему космических полетов не ожидаешь очень многого в плане сюжета. Тогда достаточно было сделать качественный визуальный ряд. Немногочисленные образцы жанра, от датского "Полета на Марс/Himmelskibet" 18-го года, до советского "Космического Рейса" (imdb) страдают одной и той же болезнью. Техническое великолепие, уравновешенное примитивным сценарием. От "Женщины на Луне" Ланга я тоже ничего особенного не ожидал. Все же конец двадцатых был временем определенного спада в его творчестве, точнее ровной полосой между двумя вершинами, дилогией о Нибелунгах и "М/M". Кроме того, его самый известный фильм этого периода, "Метрополис/Metropolis", тоже страдает вышеописанной "болезнью", в нем художественный талант Ланга достиг новой вершины, но литературный талант сценаристки, госпожи фон Харбоу, весьма и весьма подкачал. Так что от второго, менее популярного фантастического фильма от данного дуэта я тоже подсознательно ожидал сентиментальной патоки в футуристической обертке. Добавьте продолжительность в два часа и тот факт, что собственно полет в космос произойдет только во второй половине фильма - и вы поймете причину моего недоверия.
Так вот, я ошибался. На поверку это оказался лучший известный мне немой НФ фильм, не хоррор или сказка/фэнтези, а именно твердая НФ.
Главный сюрприз, первые час-полтора действия на земле оказались действительно интересными. Главный талант Ланга вовсе не талант дизайнера, он был настоящим гением параноидального триллера. Судя по всему у Фрица было очень конспирологическое мышление, он лучше кого бы то не было в истории кино создавал фильмы о тайной власти. Но в его основных фильмах, от дилогии о Пауках до трилогии о Мабузе тайные общества только рвались к вершинам власти и могущества, конкурируя с властью явной. В "Женщине на Луне" Ланг впервые дошел до конца, в этом фильме власть и есть тайное общество.
Классический сюжет теории заговора. Нищий, высмеиваемый и затравленный обществом профессор на самом деле находится под жестким контролем неких сил, внимательно отслеживающих каждый его шаг и крайне заинтересованных в том, что-бы его открытие осталось скрытым. Ученый открыл, что на Луне огромные запасы золота, и что до туда вполне можно долететь. Друг и ученик профессора, молодой ученый, решив ему помочь сталкивается с серьезным протводействием.

Противодействие, если можно так выразиться, "персонализированно". Агента темных сил играет Фриц Расп, и это исключительно сильная роль. Я обратил внимание на этого актера после " Дневника Падшей/Tagebuch einer Verlorenen" Пабста, в котором он сыграл исключительно мелкого и подлого негодяя. У Ланга он, с не меньшим блеском, играет негодяя крупного. Судя по всему, у Фрица было хорошо проработанное амплуа, в котором он достиг больших высот, его персонажей реально хочется придушить. Задача его персонажа, кстати, заключается вовсе не в том, что бы помешать полету, он навязывает себя в качестве члена экипажа, дабы проконтролировать происходящее. Дело в том, что в выстроеннном Лангом мире космический проект осуществляют, за свой счет, частные лица. Государство или финансовые структуры в происходящем вообще не замешаны.
Впрочем фон Харбоу не была бы собой, если бы в эту историю с шантажом,заговором и похищениями не была бы включена мелодраматическая линия. Ученый любит девушку, тоже ученую, которая выходит замуж за его лучшего друга, опять таки ученого. И весь этот высокоинтеллектуальный любовный треугольник дружно строит ракету и дружно летит в космос, выяснять отношения. Вместе с ними летит престарелый профессор, злобный шпион и, как почти комический персонаж, юный и романтичный "бойскаут", любитель бульварных комиксов про Ника Картера и его приключения в космосе. Последнее, кстати, заставляет по новому взглянуть на утверждения Ланга о том, что с таким культурным слоем как комикс он познакомился только в США, где он по ним язык учил. На деле он уже в 1929 иронизировал над массовой культурой.
Со сценарием разобрались. Теперь техническая сторона. Скажу кратко, это Ланг в своей лучшей творческой форме. Ракета очень убедительна.Техническим консультантом на картине работал великий Герман Оберт, отец немецкого ракетостроения. Более того, в качестве части рекламной кампании студия выделила ему деньги на постройку действующей модели ракеты, что позволило вывести новую тогда область науки из теоретической стадии к практике. Ну и, заодно, стоило Оберту барабанной перепонки и повреждённого левого глаза.
Кстати, одна из режиссерских находок до сих пор используется в космонавтике, это обратный отсчет. Ланг использовал его в фильма как элемент анимационного титра. С Луной, правда, не очень получилось, там воздух есть. Но в остальном - все очень хорошо.
И последнее, открытый финал. Во всех известных мне образцах ранней фантастики финалы абсолютно оптимистичны, храбрые герои возвращаются с победой и так далее. Здесь финал как минимум спорный, если не мрачный. Но это очень спокойное, фаталистичное завершение. И сам фильм, и его герои, проникнуты совершенно самурайским духом.
Резюме. Если не шедевр, то точно самый любопытный образец жанра.

(
Comments
|Comment on this)

Константин Ирмен-Чет, немое кино, Герда Маурус, Густав фон Вангенхайм, Фриц Ланг, 1929, Фриц Расп, фантастика, Клаус Поль, рецензия, Теа Фон Харбоу, Курт Курант, Оскар Фишингер, Отто Кантурек, Германия, Вилли Фрич

Previous post Next post
Up