Женщина на Луне/Frau im Mond (1929)
Режиссёр:
Фриц Ланг (Fritz Lang)
Страна:
ГерманияГод выпуска:
1929Авторы сценария:
Фриц Ланг (Fritz Lang),
Теа Фон Харбоу (Thea von Harbou)
В ролях:
Вилли Фрич (Willy Fritsch),
Герда Маурус (Gerda Maurus),
Густав фон Вангенхайм (Gustav von Wangenheim),
Клаус Поль (Gustav von Wangenheim),
Фриц Расп (Fritz Rasp)
Операторы:
Константин Ирмен-Чет (Konstantin Irmen-Tschet),
Курт Курант (Curt Courant),
Оскар Фишингер (Oskar Fischinger),
Отто Кантурек (Otto Kanturek)
Авторы спецэффектов:
Константин Ирмен-Чет (Konstantin Irmen-Tschet),
Оскар Фишингер (Oskar Fischinger)
Жанр:
немое кино,
фантастикаСтраница на imdb От немой кинофантастики на тему космических полетов не ожидаешь очень
многого в плане сюжета. Тогда достаточно было сделать качественный
визуальный ряд. Немногочисленные образцы жанра, от датского "Полета на
Марс/
Himmelskibet" 18-го года, до советского "Космического Рейса" (
imdb)
страдают одной и той же болезнью. Техническое великолепие,
уравновешенное примитивным сценарием. От "Женщины на Луне" Ланга я тоже
ничего особенного не ожидал. Все же конец двадцатых был временем
определенного спада в его творчестве, точнее ровной полосой между двумя
вершинами, дилогией о Нибелунгах и "
М/
M". Кроме того, его самый известный фильм
этого периода, "
Метрополис/
Metropolis", тоже страдает вышеописанной "болезнью", в
нем художественный талант Ланга достиг новой вершины, но литературный
талант сценаристки, госпожи фон Харбоу, весьма и весьма подкачал. Так
что от второго, менее популярного фантастического фильма от данного
дуэта я тоже подсознательно ожидал сентиментальной патоки в
футуристической обертке. Добавьте продолжительность в два часа и тот
факт, что собственно полет в космос произойдет только во второй
половине фильма - и вы поймете причину моего недоверия.
Так вот, я
ошибался. На поверку это оказался лучший известный мне немой НФ фильм,
не хоррор или сказка/фэнтези, а именно твердая НФ.
Главный сюрприз,
первые час-полтора действия на земле оказались действительно
интересными. Главный талант Ланга вовсе не талант дизайнера, он был
настоящим гением параноидального триллера. Судя по всему у Фрица было
очень конспирологическое мышление, он лучше кого бы то не было в
истории кино создавал фильмы о тайной власти. Но в его основных
фильмах, от дилогии о Пауках до трилогии о Мабузе тайные общества
только рвались к вершинам власти и могущества, конкурируя с властью
явной. В "Женщине на Луне" Ланг впервые дошел до конца, в этом фильме
власть и есть тайное общество.
Классический сюжет теории заговора.
Нищий, высмеиваемый и затравленный обществом профессор на самом деле
находится под жестким контролем неких сил, внимательно отслеживающих
каждый его шаг и крайне заинтересованных в том, что-бы его открытие
осталось скрытым. Ученый открыл, что на Луне огромные запасы золота, и
что до туда вполне можно долететь. Друг и ученик профессора, молодой
ученый, решив ему помочь сталкивается с серьезным протводействием.
Противодействие,
если можно так выразиться, "персонализированно". Агента темных сил
играет Фриц Расп, и это исключительно сильная роль. Я обратил внимание
на этого актера после "
Дневника Падшей/
Tagebuch einer Verlorenen" Пабста, в котором он сыграл
исключительно мелкого и подлого негодяя. У Ланга он, с не меньшим
блеском, играет негодяя крупного. Судя по всему, у Фрица было хорошо
проработанное амплуа, в котором он достиг больших высот, его персонажей
реально хочется придушить. Задача его персонажа, кстати, заключается
вовсе не в том, что бы помешать полету, он навязывает себя в качестве
члена экипажа, дабы проконтролировать происходящее. Дело в том, что в
выстроеннном Лангом мире космический проект осуществляют, за свой счет,
частные лица. Государство или финансовые структуры в происходящем
вообще не замешаны.
Впрочем фон Харбоу не была бы собой, если бы в
эту историю с шантажом,заговором и похищениями не была бы включена
мелодраматическая линия. Ученый любит девушку, тоже ученую, которая
выходит замуж за его лучшего друга, опять таки ученого. И весь этот
высокоинтеллектуальный любовный треугольник дружно строит ракету и
дружно летит в космос, выяснять отношения. Вместе с ними летит
престарелый профессор, злобный шпион и, как почти комический персонаж,
юный и романтичный "бойскаут", любитель бульварных комиксов про Ника
Картера и его приключения в космосе. Последнее, кстати, заставляет по
новому взглянуть на утверждения Ланга о том, что с таким культурным
слоем как комикс он познакомился только в США, где он по ним язык учил.
На деле он уже в 1929 иронизировал над массовой культурой.
Со
сценарием разобрались. Теперь техническая сторона. Скажу кратко, это
Ланг в своей лучшей творческой форме. Ракета очень убедительна.Техническим консультантом на картине работал великий Герман Оберт, отец немецкого ракетостроения. Более того, в качестве части рекламной кампании студия выделила ему деньги на постройку действующей модели ракеты, что позволило вывести новую тогда область науки из теоретической стадии к практике. Ну и, заодно, стоило Оберту барабанной перепонки и повреждённого левого глаза.
Кстати, одна из режиссерских находок до сих пор используется в
космонавтике, это обратный отсчет. Ланг использовал его в фильма как
элемент анимационного титра. С Луной, правда, не очень получилось, там
воздух есть. Но в остальном - все очень хорошо.
И последнее,
открытый финал. Во всех известных мне образцах ранней фантастики финалы
абсолютно оптимистичны, храбрые герои возвращаются с победой и так
далее. Здесь финал как минимум спорный, если не мрачный. Но это очень
спокойное, фаталистичное завершение. И сам фильм, и его герои,
проникнуты совершенно самурайским духом.
Резюме. Если не шедевр, то точно самый любопытный образец жанра.
(
Comments |
Comment on this)