Тёмная Ночь (2001)
Режиссёр:
Олег КоваловСтрана:
РоссияГод выпуска:
2001Авторы сценария:
Олег Ковалов,
Наталья СкороходВ ролях: Лариса Жаркова, Илья Шакунов, Сергей Кошонин, Юрий Беляев
Композитор:
Олег КаравайчукОператор:
Николай ИвасивЖанр:
арт-хаус,
триллерПроизводство:
ЛенфильмСтраница на imdb Давно искал этот фильм. Хотя был совсем не уверен в наличии культурной
ценности, но всё равно, искал. Ковалов, как ни крути, один из лучших
российских киноведов и критиков, большой специалист по раннему кино. И
талантливый режиссёр, безусловно талантливый.
Вот только его фильмы,
виденные мной до этого момента, были, на мой вкус, очень хорошо сделанными коньюктурными
поделками. И документальный "ФЭКС"
(
imdb), и монтажные "Сады Скорпиона"
(
imdb)
понравились технически, но не понравились по сути. Так что к
художественному фильму Ковалова я тоже заранее испытывал недоверие.
А с другой стороны, ну как пройти мимо российской стилизации под фильмы Фрица Ланга! Вот именно, никак.
Германия.
Веймарская республика. Двое фотографов занимаются производством
подпольной порнографии. И одновременно - творческими экспериментами.В том
числе весьма художественными съёмками с участием маленькой девочки по имени Марта,
в ходе которых ей пересказывают сюжет "Песни о Нибелунгах". Вообще,
"Нибелунги" будут постоянно использоваться в фильме. И текст эпоса - и визуальные цитаты из
шедевра Ланга. Но основной источник вдохновения Ковалова - "
М/
M". Один из
фотографов, Имант, одержим желанием убивать. И убить он хочет ту, кого
любит. Марту.
Как видим, перед нами лютый артхаус, слегка
замаскированный под триллер. Действия - минимум, всё больше долгие
красивые кадры и разговоры почти ни о чём. Визуальный ряд - прекрасен.
Всё время вспоминается Ланг, поскольку зачастую кадр вдохновленный "
Метрополис/
Metropolis" перетекает в эпизод, вдохновленный "
М/
M". Кстати, весь
фильм, в лучших традициях, снят в павильоне. В результате сцена в
ночном городе стала просто шедевральной, я её смотрел открыв рот.
Кроме
Ланга объектом вдохновения явно стал Пабст, конкретно "Ящик Пандоры/
Die Büchse der Pandora".
Имант - очень интеллигентный и милый маньяк, очень напоминающий Джека
из вышеупомянутого фильма. А финал, с блеском ножа на лице Марты, прямо
цитирует схожий блеск на лице Лулу.
Организация мальчишек, ловящая маньяка, скорее всего взята из довоенных экранизаций романов Кестнера про "Эмиля и сыщиков".
С
другой стороны, фильм очень русский. Точнее - питерский. Есть несколько
авторов, которых вполне можно назвать русскими неоэкспрессионистами.
Тепцов, поздний Юфит... Теперь для меня в этот список добавился и
Ковалов.
Минусы - элементы "монтажного фильма. Дети под флагами со
свастикой, раздача нацистами еды голодающим. Ковалов, безусловно, умеет
найти в архиве хорошие кадры и смонтировать их под музыку. Но тут это
умение совсем не к месту. Эпизод, когда мальчишки в ускоренной перемотке бегут на встречу, что-бы ловить маньяка, а их бег монтируется с переправой войск СС...
по моему это дикая халтура и провал вкуса. Финал, с переведённой на
русский песней Лили Марлен, исполненной Камбуровой, тоже не понравился.
Сама песня хороша, но это лишнее. Музыку к фильму, кстати, написал сам
Олег Каравайчук. Только слышится всё равно Курёхин.
Резюме: Хорошая работа, у которой не получилось стать отличной. Однако, несмотря на некоторые минусы, это один из лучших российских кинофильмов десятилетия.
(
Comments |
Comment on this)