Ярость/Fury (1936)

Nov 20, 2009 17:52

Ярость/Fury (1936)

Режиссёр: Фриц Ланг (Fritz Lang)
Страна: США
Год выпуска: 1936
Авторы сценария: Бартлетт Кормак (Bartlett Cormack), Фриц Ланг (Fritz Lang) по рассказу Нормана Красна (Norman Krasna)
В ролях: Брюс Кэбот (Bruce Cabot), Сильвия Сидни (Sylvia Sidney), Спенсер Трэйси (Spencer Tracy), Уолтер Бреннан (Walter Brennan)
Продюсер: Джозеф Лео Манкевич (Joseph L. Mankiewicz)
Жанр: драма, нуар, триллер
Производство: Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)
Страница на imdb

Творчество Ланга можно разделить на несколько весьма различающихся между собой периодов. Безусловно лучший  - экспрессионистский период, немые и первые звуковые фильмы, снятые в Веймарской Германии. По большому счёту, при произнесении  фамилии Ланг сразу вспоминаются именно те монументальные фильмы, шедевр на шедевре. Но этот период закончился вместе с приходом на развалины Веймарской Республики нового государственного образования, Третьего Рейха. Ланг успел в последние месяцы существования республики снять резко антинацистский фильм
"Завещание Доктора Мабузе/Das Testament des Dr. Mabuse". Что, естественно, привело к эмиграции.

Сперва он осел во Франции, где снял только один, весьма для себя необычный  фильм "Лилиом/Liliom". Но, к счастью для себя, Ланг всё же решил покинуть весьма небезопасную в те годы Европу, и вскоре в переполненном немецкими эмигрантами Голливуде появился новый режиссёр. "Ярость" - его первый фильм, снятый в рамках продюссерской системы. И один из самых сильных, вполне выдерживающий конкуренцию с его немецкими работами.

Жил да был в городе Чикаго простой и светлый мужик, Джо Вилсон. У него не было денег, но была любимая невеста и два весьма криминальных братца. Ещё любимая собака (в роли которой снялся тот же пёсик, который играл Тотошку в экранизации "Волшебника из Cтраны Оз/The Wizard of Oz ") и большая и чистая страсть к солёным орешкам. Мужик был абсолютно честным, его невеста его любила именно за то, что он как ребёнок. И вот, он открыл с братьями своё дело, поднялся, купил машину и поехал к невесте. Делать её, наконец,  женой. Но тут идилия резко кончается. На просёлочной дороге его машину останавливают полицейские. В районе совершенно похищение ребёнка, осматривают всех подозрительных. На письме с требованием выкупа остались следы солёных орешков, а среди купюр в кошельке Джо оказалась одна из тех, которыми заплатили в качестве выкупа. Улики косвенные, но этого хватает, что бы задержать человека до выяснения причин. И тут в дело вступает город.
Тема самосуда уже была реализована Лангом в великом "М/M". Город в лице организованной преступности, конкурирующий с властью в дело поиска маньяка, конкурирующий с целью линчевания. И маньяк, маленький и жалкий человечек, находящийся во власти неудержимого импульса, заставляющего убивать. Здесь тоже город, тоже самосуд, тоже импульсы (Один из центральных диалогов словно не имеет отношения к сюжету. Парикмахер, брея клиентов начинает рассуждать о том, что цивилизация - это единственное прикрытие от жажды убивать, присущей человеку. И что он сам всегда, брея человека, борется с желанием перерезать ему горло. Тот же парикмахер и пустит слух, ставший основной причиной произошедшего)
Но в "М" жертвой самосуда был убийца. Здесь - простой прохожий. Слух обрастает подробностями, вскоре толпа отказывается слушать любые реальные факты, информация об отсутствии остальных денег и прямых улик только убеждает в том, что преступник подкупил шерифа. А губернатор отказывается вводить в город Национальную Гвардию, войска нельзя вводить в год выборов...
И вот толпа выходит из бара и идёт на штурм участка. Важный штрих, при виде толпы темнокожие прячутся по углам. И несколько полицейских с слезоточивыми гранатами остаются против толпы.
Бунт из "Ярости" - это Ланг в своей наилучшей творческой форме, вполне сравнимо с бунтом из "Метрополис/Metropolis" и народным волнением из "Доктор Мабузе, игрок - Картина времени/Dr. Mabuse, der Spieler - Ein Bild der Zeit". Дикая экспрессия, энергетика, крупные планы. Толпа с боем прорывается в участок. Не способная добраться до камер, она поджигает здание и избивает подъехавших пожарных. Потом, при появлении проснувшихся военных, закидывает горящее здание динамитом и разбегается.
Вилсон выживает. Он тяжело ранен, убита его собака и никто не видел, как он выбрался из горящего здания. И он знает, что по закону за самосуд полагается смертная казнь, но её не будет, если жертва выжила. И теперь носитель ярости - сам Джо, потерявший все иллюзии и сгорающий от жажды мести. Вторая часть фильма - судебный процес по факту самосуда. В котором весь город, объединившись против прокурора доказывает, что ничего не было и здание взорвали приезжие. Не зная, что улики и информацию тайком собирает выжившая жертва.
Короче, это уже не просто криминальная драма. Ланг принёс в данный, вполне традиционный американский жанр, свои наработки и темы, в результате чего получился своеобразный продукт. Через несколько лет подобные фильмы выделятся в отдельный жанр, в последствии названный "нуаром". Но первым режиссёром, начавшим снимать подобные фильмы, оказался именно Фриц Ланг.
Режиссура крепкая, актёры играют отлично. Атмосфера ярости и надвигающегося безумия показана здорово. Единственный минус -  смазанный финал, фильм всё же кочается хэппи эндом. Утверждают, что это результат давления продюссера.

Но в любом случае - 9 по 10 бальной

(
Comments
|Comment on this)

рецензия, драма, Норман Красна, Брюс Кэбот, триллер, 1936, Сильвия Сидни, США, Уолтер Бреннан, нуар, Джозеф Лео Манкевич, Фриц Ланг, Спенсер Трэйси, Бартлетт Кормак

Previous post Next post
Up