Нечестивая Троица /The Unholy Three (1925)

Oct 25, 2009 17:42

Нечестивая Троица /The Unholy Three (1925)

Режиссёр: Тод Браунинг (Tod Browning)
Страна: США
Год выпуска: 1925
Авторы сценария: Вальдемар Янг (Waldemar Young), по книге Кларенса Аарона Робинса (Clarence Aaron 'Tod' Robbins)
В ролях: Виктор МакЛаглен (Victor McLaglen), Гарри Эрлс (Harry Earles), Лон Чейни (Lon Chaney), Мэт Мур (Matt Moore), Мае Буш (Mae Busch)
Жанр: немое кино, триллер
Страница на imdb

Ненормальная и удушающая медлительность вообще пронизывает персонажей Браунинга, находящихся внутри кристалла. То есть у Браунинга перед нами предстает отнюдь не рефлексия о театре или цирке, какую мы увидим у других режиссеров, а двуличие актера, и это может уловить лишь кинематограф, вычертив собственный круг. Виртуальный образ публичной роли становится актуальным, однако же по отношению к виртуальному образу частного преступления, которое, в свою очередь, делается актуальным и вытесняет первый образ. И теперь уже непонятно, где роль, а где - преступление.
Жиль Делёз

Делёз как всегда умён, но немного не точен. Скорее можно сказать, что у Браунинга темой фильмов была не только вышеупомянутая рефлексия на тему цирка. И хотя его лучшим фильмом о актёрской игре, изменяющей не только психологию, но и тело актёра, был "Неизвестный/The Unknown", но и рассматриваемый фильм в данном контексте весьма интересен.
Основной опыт Браунинга, на котором основывалась стилистика его фильмов - опыт циркового артиста. Одного из бродяг, задачей которого было смешить и шокировать зрителей. По всей видимости отсюда и берёт своё начало основная тема его лучших фильмов - тема неприязни к зрителю. И к "нормальному миру" в целом.
На самом деле это очень интересный аспект. Кино и цирк - близкие родственники, на первом этапе существования кинематографа, в так называемый "балаганный период", кино и существовало в качестве части цирковых и балаганных представлений. Фактически именно цирк помог кино не исчезнуть после того, как техническая новинка, раскрученная братьями Люмьер, вышла из моды в высшем обществе. И в немом кинематографе очень много элементов цирка, так называемые феерии вообщем-то и были фиксацией фокусов и представлений. Но гениальный создатель лучших феерий, Мельес, совершенно не рефлексировал по поводу отношения к зрителю. В нормальном шоу обращаются к зрителю, а не говорят о нём.
В дальнейшем, когда кино окончательно выделилось в отдельный жанр искусства, цирк стал описываться как некое романтическое пространство. Экзотическое и иногда угрожающее. Особенно в этом плане датчане отличились, в "Бездне/Afgrunden" Урбана Гада героине оказалось достаточно один раз придти в цирк и согласится станцевать там, как началось её падение на дно общества. (Странно, но в раннем фильме Трауберга и Козинцева "Чёртово Колесо"(imdb) происходит примерно то же самое, падение матроса с Авроры на дно начинается с решения сходить в балаган и позволить фокуснику забрать партбилет. А ведь это уже середина 20-тых)
В фильмах Альфреда Лина, вроде "Укротителя Медведей/Bjørnetæmmeren" аморально скорее само общество. Но и там цирк всё равно остаётся абсолютно романтизированным местом. И фильмы Браунинга на этом фоне весьма необычно смотрятся. Он тоже описывает цирковую жизнь как некое пространство, отделённое от нормального социума, как пограничную зону, где скрываются как беглые преступники, так и просто люди в принципе не принимаемые обществом. Но это именно убежище. Не романтическая сказка, а место, где ты ради выживания выставляешь напоказ, либо имитируешь уродство. Лучше всего истинное отношение этих актёров к зрителю показано в рассматриваемом фильме. Один из героев, карлик Твидли, которого играет замечательный Гарри Эрлс знакомый нам всем по "Уродцам/Freaks", прямо во время представление не выдерживает и бьёт ногой в лицо смеющегося над ним мальчика. Даже сейчас эта сцена впечатляет своей жесткостью. И дальнейшие события фильма стоит рассматривать именно через призму этой враждебности. Три цирковых артиста, чревовещатель, карлик и силач, пользуясь своими редкими умениями начинают целую криминальную компанию по отъёму денег у населения. Схема изощрённейшая, включающая в себя переодевания в старушку и младенца и продажу немых попугаев под видом говорящих. Чревовещателя играет Чейни, играет как всегда гениально. Когда он переодевается в старушку, становится понятно, как сильно ему Лайонел Бэрримор в " Дьявольской Кукле /The Devil-Doll" подражал. Кстати, местами "Кукла" выглядит как прямой саморемейк, Браунинг одну сцену практически один в один переснял. С следователем, который разговаривает с милой старушкой фактически держа в руках ключ к разгадке преступления.
В минус картине я лично могу поставить только финал. Он очень смазанный. И неправдоподобный, ну не верю я в подобное моментальное перевоспитание. Хотя с другой стороны, кадр где вернувшийся обратно в цирк умный и талантливый профессор Эхо вновь развлекает толпу вполне можно считать примером несчастного финала. Его там действительно жалко.

Резюме: Не такой шедевр как "НеизвестныйThe Unknown" и "Уродцы/Freaks", но всё равно замечательный фильм, обязательный к просмотру любым ценителем Браунинга. Кстати. поставлен по книге того же писателя, что и вышеупомянутые Freaks.

(
Comments
|Comment on this)

1925, рецензия, Мэт Мур, Лон Чейни, немое кино, триллер, США, Тод Браунинг, Кларенс Аарон Робинс, Гарри Эрлс, Вальдемар Янг, Виктор МакЛаглен

Previous post Next post
Up