Лас Урдес (Земля без Хлеба)/Las Hurdes (1933)

Sep 12, 2009 23:32

Лас Урдес, Земля без Хлеба/Las Hurdes (1933)

Режиссёр: Луис Бунюэль (Luis Buñuel)
Страна: Испания
Год выпуска: 1933
Автор сценария: Луис Бунюэль (Luis Buñuel), Пьер Уник (Pierre Unik), Рафаэль Санчез  Вентура (Rafael Sánchez Ventura) по книге Мориса Легендре (Maurice Legendre)        
Жанр: документальный, пропаганда
Страница на imdb

Первый фильм Бунюэля, снятый после прекращения сотрудничества с Дали. В последствии Сальвадор в своей фирменной инфантильной манере заявил, что "Бунюэль, работая в одиночку, снял и другие фильмы, чем оказал мне неоценимую услугу, ибо убедительно продемонстрировал публике, от кого в "Андалузском псе" и "Золотом веке" исходило все гениальное и от кого - все примитивное и банальное." Я лично к Дали отношусь без особого восторга, но одно стоит признать, Бунюэль работающий в одиночку совсем не похож на сюрреалиста. Его манера съёмки скорее заслуживает определения "натурализм", не случайно Делёз целую главу о натурализме в кино посвятил в основном анализу Штрогейма и Бунюэля. И в случае "Las Hurdes" эта натуралистическая основа, на мой взгляд, очевидна.

Не все, впрочем, с этим согласны. Вот, цитата из одного серьёзного издания:
В том же направлении была ориентирована и короткометражка «Земля без хлеба» («Los Hurdes»), документальное свидетельство о жизни маленькой деревушки в испанских Пиренеях, чьи жители по уровню своего развития задержались где-то в пределах позднего неолита и переживают мучительный процесс физической деградации и медленного вымирания. Несмотря на подчеркнутую нейтральность тона, фильм представлял собой яростное обвинение, брошенное в лицо буржуазной цивилизации. Что же касается эстетики и стилистики, то документальный подход не помешал Бунюэлю целиком оставаться в рамках сюрреалистической поэтики, акцентируя моменты странного, чудовищного и жестокого, показывая реальность как бы в ходе ее саморазрушения.

На самом деле это никакой не сюрреализм. Фактически это агитка.
Агитка очень талантливая, спору нет, в лучшие моменты напомнившая мне " Да Здравствует Мексика!/¡Que Viva Mexico!"Эйзенштейна. Но не смотря на это - крайне циничная и манипулятивная вещь. Камера бесстрастно фиксирует нищету и болезни, не менее бесстрастный голос рассказывает, как тут все ужасно. Многие моменты явно постановочные, особенно характерен момент с больной девочкой. Сперва нам говорят, что она лежит на месте три дня, потом крупным планом показывают её больное горло, потом спокойным голосом говорят, что через пару дней она умерла. Впрочем в этом плане куда сильнее эпизод со смертью младенца и похоронами. Оператор с явным удовольствием фиксирует путешествие через горы и реку до далёкого кладбища с трупиком ребёнка в корыте. Ещё жестче Бунюэль тут обращается с животными, как минимум пара козлов и похоже один осёл были убиты им для красивой картинки. Ну не возможно, что бы случайное падение животного в пропасть было снято с двух разных ракурсов. Для кино того периода это вообще было в порядке вещей, к тому же испанская и латиноамериканская версия сюрреализма, похоже, всегда всегда воспринимала животных как объект для эстетического разрушения. Вышеупомянутый Дали, рассказывая о своём так и нереализованном фильме "Тачка во Плоти" фантазировал, как будет снимать в замедленной съёмке пять взрывающихся лебедей. Наследники Дали и Бунюэля из движения "Паника" даже в семидесятые не отказывали в себе в удовольствии убить живое существо для красивого кадра. Центральный эпизод "Да Здравствует Смерть/
Viva la muerte" Аррабаля - убийство быка во всех подробностях. а Ходоровский истребил ради одного эпизода "Крота/
El topo" целую кроличью ферму. Так что Бунюэль тут не одинок. Но всё равно - это неприятно. Мне так вообще этот фильм по своей сути напомнил эксплуатационный gore фильм, только снятый на очень высоком уровне. Короче - если это и документалистика, то очень своеобразная.
Кстати, после надписи Конец пошли ещё титры:

Нищета, показанная в этом фильме, поправима. В других областях Испании за счёт взаимопомощи крестьяне и рабочие добились лучших условий жизни.

Они потребовали улучшения условий своего проживания у властей.

Пусть это послужит хорошим стимулом для участия в предстоящих выборах и приведёт к победе правительства Народного Фронта.

Военный мятеж, поддержанный Гитлером и Муссолини, стремится вернуть богатым их привилегии, но рабочие и крестьяне Испании будут мужественно сражаться против Франко и его приспешников. С помощью антифашистов во всем мире гражданская война принесёт
людям мир, работу и счастье.
И те жалкие дома, что вы видели в нашем фильме, исчезнут навсегда.

Это действительно круто, особенно пассаж про гражданскую войну, которая принесёт счастье.

(
Comments
|Comment on this)

пропаганда, Испания, рецензия, 1933, документальный, Луис Бунюэль

Previous post Next post
Up