Рыцари Поднебесья (1989)
Режиссёр:
Евгений ЮфитСтрана:
СССРГод выпуска:
1989Авторы сценария:
Евгений Юфит,
Владимир МасловВ ролях:
Александр Аникиенко,
Сергей Чернов,
Игорь Безруков,
Елена БогдановаЖанр:
авангард,
короткометражка,
некрореализмПроизводство:
Мжалалафильм,
Ленфильм Мнимое повествование одновременно присутствует и отсутствует.
Присутствует, поскольку есть некая синтаксическаяя последовательность
событий, которую можно назвать паралогическим повествованием.6
Отсутствует, поскольку связующие звенья между фрагментами логически не
связаны. Мнимое повествование гомологично мнимому мышлению [scheinbare
Denken] сновидения. Оно передает содержание мыслей, но не их взаимную
связь (Фрейд З., 1900, с.259, S.317).
(с) Виктор Мазин. "Рыцари Поднебесья" в представлении смерти
Юфит
- это наше всё. Для описания этой титанической личности достаточно уже
того факта, что именно он стал основателем движения панков в СССР.
Поскольку был лидером и идейным вдохновителем той тусовки, из которой в
последствии вышел Свин и Автоматические Удовлетворители. По легенде,
Юфит пришёл на квартиру, где были вся банда включая юного Панова,
принёс газету со статьей о панках и сказал "на западе появились такие
же придурки как мы". Думаю, если бы Юфит тоже занялся музыкой, то он и
там бы реализовался намного ярче, чем довольно унылые АУ. Но Юфит
занялся перфомансами и параллельным кино. Нужно быть действительно
смелым человеком, что бы снимать в Союзе то, что снимал он и его
друзья. Ранние фильмы "студии Мжалалафильм" - это чистый панк-рок,
бешеная энергетика, скорость, эпатаж и стилизация под лучшие образцы
экспрессионизма и авангарда 20 годов.
Моё восприятие раннего Юфита
основано на одной истории. Я ещё ребёнком, ну может подростком, нашёл
целую подборку серьёзных журналов по кинематографу, и помимо прочего
прочитал там интервью с Юфитом и описание его работ. Так вот, не знаю
почему, но прочтение описания
Санитаров-оборотней меня не просто напугало... я ощутил какой-то иррациональный, не
поддающийся логическому объяснению ужас. Потом, уже взрослым, посмотрел
я этот фильм. Очень понравилось, но без таких аффектов.
Фильмы
"Мжалалафильма" - это нечто вроде гальванизации трупа. Юфит взял давно
умершую эстетику, и начал уродовать её в своих целях, создавая
какого-то кадавра, куротруп в виде киноленты. Элементы советской
романтики, давно сгнившие но всё ещё поражающие воображение.
"Рыцари Поднебесья "
- фильм переходный. Это последний фильм "Мжалалафильма" и одновременно
первый фильм Юфита, изданный "Ленфильмом". Евгений снял его после
обучения на курсах Сокурова. Фактически став Сокуровским учеником в
полном смысле этого слова, причём ярчайшим. В итоге возникло интересное
сочетание, метод некрореализма, перенесённый на авторское кино конца
восьмидесятый, породил очень своеобразную эстетику. Это эстетика
"арт-хауса", превратившегося в безжизненный труп. После просмотра
первый вопрос - что это было? Умнейший Виктор Мазин, подробно
проанализировавший буквально каждый кадр "Рыцарей, определил его суть
как "мнимое повествование". Каждое отдельное действие логично, каждый
кадр снят великолепно (Юфит - художник и фотограф от бога). Но любая
попытка понять произошедшее на экране заканчивается ничем.
Изменение
скорости, временнных параметров развития повествования противостоит
"нормальному" времени работы сознания-восприятия, оказывает ему
сопротивление.
Заторможенное развитие событий не позволяет
удерживать предшествующее в оперативной памяти, не позволяет
одновременно связывать фрагменты в единое целое. Отклонения в скорости
поведенческих реакций рыцарей выражают отклонения в памяти и механизмах
ориентации. Вялотекущая смена эпизодов не только внушает иллюзию
целостного повествования, но и парадоксальным образом в то же самое
время рассеивает эту иллюзию.
Поэтому нам остаётся
только наслаждаться отточенным визуальным рядом и отличными в своей
абсурдности диалогами, написанными Владимиром Масловым. Это первый
фильм сделанный ими в сотрудничестве, последним были гениальные "
Серебряные головы "(
imdb) на мой взгляд высшее достижение Юфита. (В "Головах" Юфит смог соединить энергетику
ранних фильмов и стильность новых) Особо отмечу вступление, с
демонстрацией на экране фото из архива Первого Медицинского института
с людьми, попадавшими в психушки из-за имитации самоубийств. И эпилог,
с танцем детей, снятым во время гражданской войны в Испании.
Шел второй день оттепели, у моря царило радостное оживление
В дальнейшем Юфит начал снимать полнометражные фильмы, следуя именно этой концепции. "Папа, Умер Дед Мороз"(
imdb) вообще смотреть тяжело, он очень красивый но оставляет чудовищное
ощущение вместо воспоминаний."Рыцари" в этом плане нейтральнее по
отношению к зрителю, они идут только 18 минут. Идеальное время для
такого фильма.
Резюме:
Мне очень понравилось. Но это не для всех.
(
Comments |
Comment on this)