Рыцари Поднебесья (1989)

Apr 07, 2009 21:01

Рыцари Поднебесья (1989)

Режиссёр: Евгений Юфит
Страна: СССР
Год выпуска: 1989
Авторы сценария: Евгений Юфит, Владимир Маслов
В ролях: Александр Аникиенко, Сергей Чернов, Игорь Безруков, Елена Богданова
Жанр: авангард, короткометражка, некрореализм
Производство: Мжалалафильм, Ленфильм

Мнимое повествование одновременно присутствует и отсутствует. Присутствует, поскольку есть некая синтаксическаяя последовательность событий, которую можно назвать паралогическим повествованием.6 Отсутствует, поскольку связующие звенья между фрагментами логически не связаны. Мнимое повествование гомологично мнимому мышлению [scheinbare Denken] сновидения. Оно передает содержание мыслей, но не их взаимную связь (Фрейд З., 1900, с.259, S.317).

(с) Виктор Мазин. "Рыцари Поднебесья" в представлении смерти

Юфит - это наше всё. Для описания этой титанической личности достаточно уже того факта, что именно он стал основателем движения панков в СССР. Поскольку был лидером и идейным вдохновителем той тусовки, из которой в последствии вышел Свин и Автоматические Удовлетворители. По легенде, Юфит пришёл на квартиру, где были вся банда включая юного Панова, принёс газету со статьей о панках и сказал "на западе появились такие же придурки как мы". Думаю, если бы Юфит тоже занялся музыкой, то он и там бы реализовался намного ярче, чем довольно унылые АУ. Но Юфит занялся перфомансами и параллельным кино. Нужно быть действительно смелым человеком, что бы снимать в Союзе то, что снимал он и его друзья. Ранние фильмы "студии Мжалалафильм" - это чистый панк-рок, бешеная энергетика, скорость, эпатаж и стилизация под лучшие образцы экспрессионизма и авангарда 20 годов.

Моё восприятие раннего Юфита основано на одной истории. Я ещё ребёнком, ну может подростком, нашёл целую подборку серьёзных журналов по кинематографу, и помимо прочего прочитал там интервью с Юфитом и описание его работ. Так вот, не знаю почему, но прочтение описания Санитаров-оборотней меня не просто напугало... я ощутил какой-то иррациональный, не поддающийся логическому объяснению ужас. Потом, уже взрослым, посмотрел я этот фильм. Очень понравилось, но без таких аффектов.
Фильмы "Мжалалафильма" - это нечто вроде гальванизации трупа. Юфит взял давно умершую эстетику, и начал уродовать её в своих целях, создавая какого-то кадавра, куротруп в виде киноленты. Элементы советской романтики, давно сгнившие но всё ещё поражающие воображение.
"Рыцари Поднебесья " - фильм переходный. Это последний фильм "Мжалалафильма" и одновременно первый фильм Юфита, изданный "Ленфильмом". Евгений снял его после обучения на курсах Сокурова. Фактически став Сокуровским учеником в полном смысле этого слова, причём ярчайшим. В итоге возникло интересное сочетание, метод некрореализма, перенесённый на авторское кино конца восьмидесятый, породил очень своеобразную эстетику. Это эстетика "арт-хауса", превратившегося в безжизненный труп. После просмотра первый вопрос - что это было? Умнейший Виктор Мазин, подробно проанализировавший буквально каждый кадр "Рыцарей, определил его суть как "мнимое повествование". Каждое отдельное действие логично, каждый кадр снят великолепно (Юфит - художник и фотограф от бога). Но любая попытка понять произошедшее на экране заканчивается ничем.

Изменение скорости, временнных параметров развития повествования противостоит "нормальному" времени работы сознания-восприятия, оказывает ему сопротивление.

Заторможенное развитие событий не позволяет удерживать предшествующее в оперативной памяти, не позволяет одновременно связывать фрагменты в единое целое. Отклонения в скорости поведенческих реакций рыцарей выражают отклонения в памяти и механизмах ориентации. Вялотекущая смена эпизодов не только внушает иллюзию целостного повествования, но и парадоксальным образом в то же самое время рассеивает эту иллюзию.

Поэтому нам остаётся только наслаждаться отточенным визуальным рядом и отличными в своей абсурдности диалогами, написанными Владимиром Масловым. Это первый фильм сделанный ими в сотрудничестве, последним были гениальные "Серебряные головы "(imdb) на мой взгляд высшее достижение Юфита. (В "Головах" Юфит смог соединить энергетику ранних фильмов и стильность новых) Особо отмечу вступление, с демонстрацией на экране фото из архива Первого Медицинского института с людьми, попадавшими в психушки из-за имитации самоубийств. И эпилог, с танцем детей, снятым во время гражданской войны в Испании.

Шел второй день оттепели, у моря царило радостное оживление
В дальнейшем Юфит начал снимать полнометражные фильмы, следуя именно этой концепции. "Папа, Умер Дед Мороз"(imdb) вообще смотреть тяжело, он очень красивый но оставляет чудовищное ощущение вместо воспоминаний."Рыцари" в этом плане нейтральнее по отношению к зрителю, они идут только 18 минут. Идеальное время для такого фильма.
Резюме:
Мне очень понравилось. Но это не для всех.
(
Comments
|Comment on this)

некрореализм, рецензия, Владимир Маслов, СССР, авангард, 1989, короткометражка, Евгений Юфит

Previous post Next post
Up