День, когда Земля успокоилась/The Day the Earth Stood Still (1951)
Режиссёр:
Роберт Уайз (Robert Wise)
Страна:
СШАГод выпуска:
1951Авторы сценария:
Эдмунд Норт (Edmund H. North),
Гарри Бейтс (Harry Bates)
В ролях:
Майкл Ренни (Michael Rennie),
Патриция Нил (Patricia Neal),
Хью Марлоу (Hugh Marlowe),
Сэм Джаффе (Sam Jaffe),
Билли Грэй (Billy Gray),
Фрэнсис Бавьер (Frances Bavier)
Композитор:
Бернард Херрманн (Bernard Herrmann)
Жанр:
фантастикаПроизводство:
Twentieth Century Fox Film CorporationСтраница на imdb Американской
фантастике повезло, её основы были заложены настоящими художниками. Впрочем советскую фантастику создавал не менее великий Клушанцев, но в
итоге его жанровые наработки оказались, к сожалению, не замеченными
массами. Про рецензируемый фильм подобного не скажешь, он стал неотъемлемой частью массовой культуры задолго до пафосного ремейка с Киану Ривзом. Причём это самое влияние очень разнообразно, начиная от "заклинания" Klaatu Barada Nikto, слегка изменённого Сэмом Рейми в "Армии Тьмы/
Army of Darkness" и заканчивая безвкусной обложкой альбома Ринго Стара "Goodnight Vienna".
Роберт Уайз, безусловно, принадлежал к числу востребованных
авторов, далёких от киноподполья. Два Оскара, причём за мюзиклы, это
очень важный показатель. С другой стороны, этот человек сформировался
как художник в период наибольшего рассвета студии RKO, причём он с
самого начала работал с такими людьми как великий продюсер
Вэл Льютон, под чутким руководством которого молодой Роберт участвовал в реформировании американского хоррора, и сам Орсон Уэлс, для которого Уайз делал монтаж "Гражданина Кейна/
Citizen Kane". Уже последнего факта хватает, что бы остаться в истории кино навсегда.
Сам фильм достойный.
Хорошая НФ старого образца. С большой летающей тарелкой и замечательным
"роботом кирдыкуном". Всё очень лаконично, интеллигентно и старомодно, сейчас таких
фильмов не делают.
В принципе, пацифистский пафос фильма выглядит искренним, однако мне, как человеку весьма далёкому от пацифизма взгляды этих инопланетян показались либерально-фашистскими, в духе классической идеи "соберём всех хороших и поубиваем плохих". Аристократичность
и интеллигентность Клаату вполне логична, посол и должен быть таким, но
это ничего не говорит о системе которую он представляет. (Кстати, при
просмотре я сразу решил, что актёр играющий пришельца - не американец.
И точно, в Йоркшире родился, в Йоркшире умёр). Самое логичное
продолжение фильма - роботы потом прилетают и истребляют всех,
кто проявляет хоть какую-то агрессию, то есть всех кроме укуренных до
состояния овощей хиппи. У Роберта Шекли был хороший рассказ на схожую тему, "Страж Птица".
Как видим, при желании в рассматриваемом фильме можно отыскать второй и третий смысловой слой.
Но с другой стороны, его можно смотреть просто как хорошую фантастику пятидесятых.
(
Comments |
Comment on this)