Галстук/La cravate (1957)
Режиссёр:
Алехандро Ходоровский (Alejandro Jodorowsky)
Страна:
ФранцияГод выпуска:
1957Автор сценария:
Алехандро Ходоровский (Alejandro Jodorowsky) по мотивам романа
Томаса Манна (Thomas Mann)
В ролях:
Алехандро Ходоровский (Alejandro Jodorowsky),
Дениз Броссот (Denise Brossot),
Роланде Поля (Rolande Polya),
Сауль Гилберт (Saul Gilbert),
Раймон Девос (Raymond Devos),
Жан-Мари Пролье (Jean-Marie Proslier),
Франсуа Перро (François Perrot)
Композитор:
Эдгар Бишофф (Edgar Bischoff)
Жанр:
авангард,
комедия,
короткометражка,
пантомимаСтраница на imdb Алехандро Ходоровски, конечно, велик и прекрасен в большинстве своих воплощений. И как режиссёр, и как писатель и как автор комиксов. Только есть одно но, он прекрасен тогда, когда не играется в гуру. И ещё тогда, когда он хоть немного ограничивает полёт своей безудержной фантазии, к примеру в комиксах он часто слишком увлекается и доводит всё до полного абсурда. Хороший пример - "Метабароны". Возможно поэтому его лучшие работы - это фильмы. Формат кинематографа, с одной стороны, позволяет ему проявить свойственное ему буйство визуальной фантазии, но, с другой стороны, налагает технические ограничения.
Думаю, именно благодаря вышеприведённым предпосылкам моим любимым фильмом Алехандро является его ранняя короткометражка "Галстук", она же "Обмененные Головы". Нет, я очень люблю его полнометражные фильмы и прекрасно понимаю их высочайшее культурное значение. Но именно отсутствие высокого культурного значения влюбило меня в эту безделушку.
Тут он вообще обходится без дешёвой метафизики. Тут он мим. И мим замечательный, пластика на уровне лучших актёров немой эпохи. Вообще, интересно посмотреть на молодого носатого Алехандро в совершенно безумной одежде . Одежда и декорации в высшей степени приятные, красочные и по хорошему странные. Повторюсь, богатая визуальная фантазия всегда была его отличительной особенностью. И в этом случае крайняя дешевизна и условность декораций не минус, а плюс. Город не просто картонный, он подчёркнуто картонный.
В итоге получился очень светлый, солнечный и французский фильм. Не произносится ни одного слова, но за сюжетом следить интересно. Сюжет крутиться вокруг лавки, где клиентам меняют головы. Главный герой страдает от того, что его даме сердца нравится его тело, но категорически отвратительна его голова. И не только она одна, все головы, купленные в магазине, оказались не подходящими, Продавщице же магазина, наоборот, изначальная голова привередливого клиента сразу очень и очень понравилась. Она её на каминную полку поставила, играла с ней в шашки из фруктов и помогала на флейте играть. Полный сюрреализм, в хорошем смысле этого слова, снятый без единого спецэффекта. Причём совершенно не похоже, что это снято в пятидесятые.
Короче, тут есть всё, за что я так люблю хорошие полулюбительские короткометражки. Особенно снятые молодыми гениями.
Интересный аспект. Формально этот фильм считается экранизацией романа Томаса Манна "Обмененные Головы. Индийская Легенда". На самом деле между текстом Манна и фильмом Ходоровски нет ничего общего за исключением самого образа обмененных голов. У Манна действие происходит в Древней Индии и переполнено мистикой и философствованием. Хотя и не без иронии, его богиня Кали разговаривает как базарная торговка. Обмен голов происходит по случайности. Герои повести запутываются в странном любовном треугольнике, поскольку невеста любит голову мужа и тело его лучшего друга. И муж, и друг приносят себя в жертву Кали, отрубив собственные головы. Великая Мать сжалилась над невестой и согласилась вернуть головы на место, но невеста всё перепутала. И так далее, и тому подобное. Закончилось всё это великолепие тройным и окончательным самоубийством. Нетрудно заметить, что в этом сюжете присутствуют все темы, любимые Ходоровски. Поэтому мне лично очень интересно, почему он в молодости столь блестяще проигнорировал всю эту мишуру.
(
Comments |
Comment on this)