Экспресс Ужаса/Horror Express (1972)

Nov 24, 2013 15:19

Экспресс Ужаса/Horror Express (1972)

Режиссёр: Эухенио Мартин (Eugenio Martín)
Страна:  Великобритания, Испания
Год выпуска: 1972
Авторы сценария: Арно Д’Юссо (Arnaud d'Usseau), Джулиан Зимет (Julian Zimet)
В ролях: Кристофер Ли (Christopher Lee), Питер Кушинг (Peter Cushing), Альберто де Мендоса (Alberto de Mendoza), Сильвия Тортоза (Silvia Tortosa), Хулио Пенья (Julio Peña), Анхель дель Позо (Angel del Pozo), Телли Савалас (Telly Savalas), Хельга Лине (Helga Liné), Элис Рейнхарт (Alice Reinheart), Хосе Хаспе (Jose Jaspa), Жорж Риго (George Rigaud)
Композитор: Джон Какавас (John Cacavas)
Жанр: детектив, зомби, фантастика, хоррор
Производство:  Benmar Productions, Granada Films
Страница на imdb

Среди различных ответвлений еврохоррора семидесятых  британцы смотрятся весьма обособленно. Объективно говоря они иногда делали  весьма неплохие хорроры, но на фоне буйных южных собратьев их фильмы смотрятся очень сдержанно. Зачастую сдержанно до скуки.
Правда в данном случае  мы имеем дело с более сложным случаем, перед нами подчёркнуто британский хоррор, снятый испанцем. Это не единственный подобный случай, снятые в Британии фильмы Хосе Рамона Ларраса иногда даже приводят в пример, как образцы латинского хоррора перенесённого на британскую почву. Однако "Экспресс Ужаса" выделяется даже на этом фоне. Мартин безусловный профессионал, снимавший фильмы разных жанров в многих странах мира. Среди них встречаются настоящие жемчужины, вроде отличного испанского триллера "Свечи для дьявола/Una vela para el diablo". Но в "Экспрессе Ужаса" он словно пытается превзойти самих британцев в сдержанности, этот фильм на первый взгляд выглядит настолько английским, что это кажется тонким издевательством.
Самое забавное, что для меня долгое время именно этот фильм казался образцом английского стиля. Дело в том, что я первый раз посмотрел подростком, по телевизору, привлечённый именами Кристофера Ли и Питера Кушнинга. И после просмотра долго пребывал в уверенности, что это фильм от студии "Хаммер", и что теперь я представляю, как выглядели другие фильмы студии. Потом сильно удивился, когда понял, насколько был не прав.
Если посмотреть свежим взглядом, то перед нами весьма приятная смесь хоррора, с явно"лавкрафтианским" духом,  и классического британского детектива. Серия убийство в транссибирском экспрессе оказалась результатом пробуждения древнего злобного существа, способного перемещаться из тела в тело, считывая всю память в процессе. Тварь спала в мозге доисторического человека, чьё тело, сохранившееся во льду, выкопали доблестные британские археологи. Одна из важнейших сюжетных линий фильма - конкуренция двух учёных, сыгранных, соответственно, Ли и Кушингом. Один из них пытается довезти до Англии находку века, второй - незаметно выяснить характер груза.
Кристофер Ли - совершенно замечательный актёр. В этом фильме он такой британец, что это выглядит, повторюсь, самопародией. Питер Кушинг тоже очень и очень хорош.
Но всё, что говорилось выше про персонажей англичан нужно умножить на десять в случае с русскими. То, что действие фильма происходит в Сибири, позволило режиссёру вывалить на зрителя огромное количество развесистой клюквы. Откровенно вдохновлённой различными образами массовой культуры, к примеру безумный монах Пуджардов, пошедший в услужение к инопланетному злу, явно основан на представлении зрителя про Распутина. Он, по сюжету, изначально прислуживает гениальному учёному, графу Мариону Петровски, и влюблён в его жену. Ассоциации очевидны.
Граф Марион, если что, изобрёл формулу сверхстали, за которой по сюжету охотятся как шпионы, так и инопланетянин. Но настоящий шедевр - это казаки из финала, пересказать эту феерию невозможно, это нужно увидеть. Достаточно сказать одного, они похожи скорее на запорожских казаков XVII века из книг Гоголя, чем на реальных казаков XIX века. То есть, в представлении авторов, на диких и ужасных варваров. Особенно предводитель хорош, лысый пьяный громила в шубе, с удовольствием запугивающий и унижающий проклятых иностранцев. Зовут чудовище - капитан Казан, Телли Савалас очень фактурен в этой роли.
Вот такое вот кино.
Логики для детектива, правда, маловато, в конце так вообще задействован приём "Бог из Машины", в роли бога - телеграмма из Москвы. Но мы смотрим такие фильмы не ради логики. Зачем нам  логика, если есть инопланетянин, который управляет зомбированными казаками и  перепрыгивает из тела в тело в отчаянной  попытке добраться до Циолковского? Фамилия, правда, произносится персонажами, как Щелковский, но можно понять, о ком идёт речь. Впрочем должен заметить, что несмотря на творящийся в некоторых эпизодах цирк, фильм в целом смотрится жутковато. Особенно к финалу, с слепыми казаками-зомби.

(
Comments
|Comment on this)

Испания, Великобритания, рецензия, 1972, Кристофер Ли, зомби, детектив, фантастика, хоррор

Previous post Next post
Up