Падение дома Ашеров/The Fall of the House of Usher (1928)

Oct 19, 2013 00:52


Падение дома Ашеров/The Fall of the House of Usher (1928)

Режиссёры: Джеймс Сибли Ватсон (James Sibley Watson), Мелвил Веббер (Melville Webber)
Страна: США
Год выпуска: 1928
Автор сценария: Эдгар По(Edgar Allan Poe) [по мотивам рассказа]
В ролях: Херберт Штерн (Herbert Stern), Мелвил Веббер (Melville Webber), Хильдегарда Ватсон (Hildegarde Watson), Фридрих Хаак (Friedrich Haak), Доротея Хаус (Dorothea Haus)
Жанр: авангард, киноэкспрессионизм, короткометражка, немое кино, хоррор
Страница на imdb

Дебютный фильм в очень небольшой, к сожалению, фильмографии Ватсона и Вебера. Очень интересных авторов, с которых я, в своё время, начинал знакомство с ранним американским авангардом.  Насколько я помню, в первый раз я посмотрел этот фильм в худшем качестве из возможных, в виде ролика на youtube. Естественно, впечатление оказалось далеко не восторженным, кроме низкого качества доступной тогда копии я ещё и был не очень опытен и плохо понимал язык раннего кино.
В итоге мне было трудно сказать что-то адекватное про это зрелище. Было ясно, что авторы явно стремились показать, что может собственных Робертов Вине земля американская рожать. Но показать именно это им не удалось, фильм мне тогда показался весьма невнятным. Все 13 минут нам показывают движения теней, лица актёров и движущиеся буквы. Стильно, но не сильно.
Для того, что бы реально оценить "Падение Дома Ашеров", мне пришлось пересмотреть его через много лет, в приемлимом качестве и незамедлительно перечитать оригинальный текст Эдгара По. Стало ясно простое обстоятельство, этот фильм прекрасно работает, если воспринимать его как набор экспрессионистских иллюстраций к отдельным эпизодам рассказа. В тринадцать минут всё равно невозможно уместить внятный сюжет, тем более что речь идёт о тексте, в котором атмосфера важнее нарратива. Вот атмосферу этот фильм и пытается передать, причём весьма удачно. Особенно по сравнению с импрессионистским "Падением Дома Ашеров/La chute de la maison Usher" Эпштейна. Американский вариант мрачнее, и уже по этому гораздо точнее.
Разумеется, подражание немецким экспрессионистам видно в каждом кадре. Но, как это часто бывает, подражание оказывается куда радикальнее оригинала. Очень редкие немецкие фильмы первой волны экспрессионизма в кино достигали такой плотности визуального искажения на каждый кадр. Более того, к 1928 году такая эстетика давно вышла из моды в самой Германии. Но Ватсон и Вебер явно за модой не следили и не похоже что-бы преследовали коммерческие интересы, так что в своём подражании экспрессионистской эстетике дошли до самого конца. Спрессовав все визуальные штампы в натуральный брильянт авангардного кино.
Фильм получился очень красивым в деталях. И идеально передающим состояние тотальной сенсорной перегрузки, испытываемое Родериком Ашером. Передача звуков визуальными методами практически идеальна для немого кино.
Резюме: Этот фильм нужно посмотреть. По возможности в хорошем качестве. И ещё, нужно перепроверять себя регулярно, не доверяя первым впечатлениям.

(
Comments
|Comment on this)

рецензия, немое кино, Мелвил Веббер, США, авангард, 1928, Эдгар По, Джеймс Сибли Ватсон, киноэкспрессионизм, короткометражка, хоррор

Previous post Next post
Up