Анна Карамазофф/Anna Karamazoff (1991)

Oct 11, 2013 02:00

Анна Карамазофф/Anna Karamazoff (1991)

Режиссёр: Рустам Хамдамов
Страна: СССР, Франция
Год выпуска: 1991
Автор сценария: Рустам Хамдамов
В ролях:  Жанна Моро (Jeanne Moreau), Светлана Немоляева, Наталья Фатеева, Ольга Лысенкова, Мария Капнист, Ирина Печерникова, Ольга Волкова, Татьяна Друбич, Елена Коренева, Анахон ТаджибаеваЕкатерина Начапкина, Розалия Котович, Виктор Сибилев, Юрий Соломин, Александр Феклистов, Пётр МамоновГеннадий Митрофанов, Григорий Гладий, Николай Изволов, Александр Зуев
[В фрагменте "Нечаянных Радостей": Наталья Лебле, Елена Соловей, Татьяна Самойлова, Эммануил Виторган]
Продюсер: Серж Зильберман (Serge Silberman)
Жанр: арт-хаус, драма, стилизация под немой фильм
Производство: Мосфильм, Victoria film
Страница на imdb

Хамдамов сам предсказал своё место в советской культуре. Ещё в своей великой, без кавычек, студенческой работе "В горах моё сердце"(imdb) были произнесены слова, описывающие одного из персонажей как "величайшего неизвестного поэта в мире". Хамдамов, конечно, не был величайшим неизвестным в мире, он был величайшим нереализованным режиссёром "поэтического кино" в советском союзе. Его история совершенно архетипична, одержимый своими идеями поэт-лунатик против серых чиновников. Объективно говоря советское кино стало тем, чем оно стало именно благодаря бесконечной внутренней борьбе между "поэтами" и "чиновниками", между теми кто давал деньги и теми, кто пытался пронести фигу в кармане в снятые на эти, условно говоря, "народные", деньги фильмы. Хамдамов как художник оказался полностью не приспособлен к работе в вышеописанных условиях. Он категорически отказывался идти на компромиссы, при этом то, что он снимал, совершенно не совпадало с соцреализмом ни в одном пункте. Его историю можно сравнить с историей Кржижановского. Вот только не совпадающий с советской литературой писатель мог писать в стол, в то время как не совпадающему с советским кино режиссёру снимать в стол было бы весьма проблематично.
Поэтому история уничтожения фильма "Нечаянные Радости"(imdb) и выглядит столь ярко, просто как сценария байопика, с героями и злодеями. Дебютант без крупных проектов за спиной на первом же полнометражном фильме плюёт на утверждённый сценарий и начинает снимать нечто своё, откровенно декадентское с мистическим уклоном. Прямо на глазах у изумлённой таким поворотом событий номенклатуры. На компромиссы не идёт. Заканчивается эта дикая авантюра естественным отстранением от работы и фактическим запретом на профессию, а также уничтожением большей части отснятого материала. Подлецом в той истории выступил, традиционно уже, Никита Сергеевич Михалков, согласившийся "спасти" проект. На развалинах уничтоженного потенциального шедевра он снял по михалковски профессиональную, но по михалковски же лицемерную революционную мелодраму "Раба Любви" (imdb). Возможно во мне говорит предубеждение к Михалкову, но его фильм мне показался достаточно слабым по сути, вытянутым только благодаря гениальной игре Елене Соловей.
Оптимистическим финалом этого гипотетического байопика было бы падение советского кино и триумфальный вход Хамдамова в мировую режиссёрскую элиту. В реальности всё оказалось куда мрачнее.
Нет, сперва был очень большой шанс на то, что Хамдамову наконец-то улыбнулась удача. Темницы рухнули, и у входа его встретил французский продюсер с необходимым финансированием. Сюжет нового фильма был достаточно коньюктурным для своего времени. Действие происходит после смерти Сталина, героиня возвращается из лагеря, посещает свою бывшую квартиру, ищет бывших друзей и чиновника, которому нужно жестоко отомстить. Полный набор обязательных штампов, всё, что нужно для получения наград. Но Хамдамов не был бы Хамдамовым, если бы пошёл по лёгкому пути.
Фильм у него получился очень и очень странным.  Хамдамов вообще не очень сочетается с внятными сценариями, любой сюжет у него превращается в набор импрессионистских зарисовок. Вот и тут, если не прочитать заранее описание фильма, то точно невозможно понять, что именно происходит на экране. Хамдамов - плохой рассказчик. Но он действительно хороший художник.
Сталинское время узнать в его фильме в принципе невозможно, но это никак не портит лучшие эпизоды, вроде узбеков в бывшей квартире героини или эпизода с покинутыми детьми. Эпизод с местью тоже вполне получился. Всё, конечно, балансирует на грани очередного графоманского "авторского" месива, которого было так много снято в те годы. Но только балансирует, Хамдамов, в отличии от большинства начинающих но самоуверенных авторов, умеет снимать.
Однако лучшая часть фильма снята задолго до девяностых. Очень задолго. В середине фильма героиня заходит в кинотеатр, после чего нам долго показывают фрагменты из некого фильма. Это всё, что чудом сохранилось от уничтоженного фильма "Нечанные Радости"(imdb), И то, что сохранилось, действительно поражает, не могу поверить в то, что это действительно снималось в СССР эпохи застоя. Очень красиво и на порядок сильнее всего остального фильма, даже не смотря на то, что мне и остальной фильм нравится.
Ясно, что Хамдамов не мог не попытаться использовать хотя бы остатки от главной работы в своей жизни. Но эта работа словно проклята, все проблемы с новым фильмом у Хамдамова оказались связаны с фрагментами предыдущего. Продюсер совершенно не понял, зачем  в фильме такое длинное и странное отступление от основного сюжета. И потребовал всё вырезать. Думаю, характер Хамдамова уже всем ясен, человек, который отказывался подчинятся в вопросах эстетики партии, не станет подчиняться в этом вопросе другому человеку, Возник конфликт, и фильм лёг на полку. Свободную, демократическую, антитоталитарную полку.
Есть в этой истории нечто поучительное.     
В итоге на данный момент рассматриваемый фильм вполне подходит под определение "забытый шедевр". Несмотря на плохое качество сохранившейся копии, это очень сильное авторское кино.

(
Comments
|Comment on this)

Эммануил Виторган, рецензия, драма, СССР, арт-хаус, стилизация под немой фильм, Франция, Светлана Немоляева, Жанна Моро, Александр Зуев, 1991

Previous post Next post
Up