Большая Красная Единица. Реконструкция/ The Big Red One: The Reconstruction (1980/2005)

May 18, 2013 22:22

Большая Красная Единица. Реконструкция/ The Big Red One: The Reconstruction (1980/2005)

Режиссёр: Сэмюэл Фуллер (Samuel Fuller) [Режиссёры реконструкции: Ричард Шикель ( Richard Schickel), Брайан Джемиесон (Brian Jamieson)]
Страна: США
Год выпуска: 1980 [Реконструкция: 2005]
Автор сценария: Сэмюэл Фуллер (Samuel Fuller)
В ролях: Ли Марвин (Lee Marvin), Марк Хэмилл (Mark Hamill), Бобби Ди Чикко (Bobby Di Cicco), Зигфрид Раух (Siegfried Rauch), Келли Уорд (Kelly Ward), Роберт Кэррадайн (Robert Carradine), Серж Маркан (Serge Marquand), Стефани Одран (Stéphane Audran)
Жанр: военный, драма, исторический
Производство: Lorimar, [Реконструкция: Warner Bros.]
Страница на imdb

Этот фильм вызывает немного противоречивые чувства. Я видел очень грамотную критику, с иронией описывающую фильм как набор "символических" арт-хаусных эпизодов с заметными неточностями в техническом плане. В этой точке зрения есть смысл, но это как раз тот случай, когда за деревьями не видно леса. Фильм уникален, и уникален в первую очередь за счёт специфического жизненного опыта автора. Нужно учитывать то, что Фуллер - не просто "классик". Это не утончённый интеллектуал, снимающий арт-хаус от скуки. Это человек с земли, бывший пехотинец, превратившийся на гражданке в режиссёра малобюджетных жанровых фильмов. Он стал классиком только за счёт природного таланта, совсем не являясь частью тонкой прослойки любимцев критики.  Я вообще больше всего уважаю тех режиссёров, для которых опыт вовсе не ограничивается сидением в режиссёрском кресле. Все эти выпускники киношкол, хорошо выдрессированные и знающие, что нужно снимать, что-бы понравится продюсерам, а что - для критики, вызывают у меня отторжение.
Небольшое отступление. Рецензируемый фильм у меня в коллекции лежит в двух-дисковом издании. На втором диске оказались добавочные материалы, вроде фильма "Реальная слава: Реконструкция "Большой Красной Единицы"/The Real Glory: Reconstructing 'The Big Red One' (2005) и пропагандистский короткий фильм "Сражающаяся Первая/The Fighting First", снятая  в 1946. Но самым сильным дополнением оказался документальный фильм Ричарда Шикеля "Человек, Который Делает Фильмы: Сэмюль Фуллер/The Men Who Made the Movies: Samuel Fuller". Шикель  - статусный американский кинокритик и историк кино, и серия "Человек, Который Делает Фильмы" начата им ещё в семидесятые. Он же потом и стал одним из авторов рассматриваемой реконструкции
Немалая часть фильма, естественно, фрагменты из старых работ Фуллера и рассказ о его жизни. Фрагменты подобраны со вкусом. Но, на самом деле, мне понравилось совсем другое, огромное интервью с самим Фуллером. Перед камерой сидит крепкий старик с умный взглядом и циничной ухмылкой. И рассказывает про каждый показанный фрагмент.Так вот, Фуллер - живой (на момент съёмки) человек, настоящий мужик, которому есть что вспомнить и есть что сказать. Военные фильмы и боевики и должен снимать тот, кто всю войну  прошёл пехотой, и может рассказать, при каких обстоятельствах пленного сразу расстреливают, а при каких - оставляют в живых. Оставляли в живых тех, у кого в винтовке оставались патроны, это означало, что они реально сдались.  
Особо сильный момент - в фильме показана плёнка, которую американский солдат Сэмюэль Фуллер снимал в освобождённом его взводом концлагере. Глядя на это понимаешь, вот этот режиссёр имеет право снимать про войну и геноцид.
Именно исходя из этой предпосылки и нужно расценивать "Большую Красную Единицу".
Символические эпизоды, которых в фильме действительно много и которые действительно слабее чем эпизоды с фирменным, циничным насилием, всё равно интересны тем, что именно они символизируют. Фуллер откровенно рассматривает войну как совершенно бессмысленную мясорубку, в которой единственными героями являются выжившие. И моральные терзания главного героя, во всём остальном крайне циничного сержанта, который не может себе простить того, что он в первую мировую убил врага сразу после заключения перемирия, выглядят скорее очередным образцом любимого режиссёром чёрного юмора. Саму идею, что до магического акта подписания некого документа за сотню километров до места действия ты можешь убивать оппонента любыми доступными средствами, но сразу после нанесения чернил он внезапно становится человеком, трудно назвать образцом пацифизма.
Помимо общей циничности фильма, нельзя не отметить специфическую "оптику" режиссёрского взгляда. Фуллер - мастер деталей, у него всегда лучше всего получались индивидуальные вспышки насилия одних персонажей над другими. И в этом фильме он сильнее всего в тех моментах, когда нужно вспороть бритвой глотку часовому (эпизод с боем в сумасшедшем доме - шедевр от начала до конца), застрелить на месте разоблачённого шпиона или расстрелять охранника концлагеря прямо в топке крематория. Но эта особенность никак не объясняет, почему в длинном военном эпосе талантливого визуала полностью отсутствует масштаб в батальных сценах. У меня есть для этого только одно объяснение. Всю историю военного кино, начиная с Гриффита и Абеля Ганса, режиссёры были склонны смотреть на битву с позиции, как минимум, полководца. А с появлением нужных технических средств - буквально демиурга, наблюдающего за превращёнными в геометрические фигуры людьми с высоты птичьего полёта. Фуллер, в свою очередь, явно выбирает позицию наблюдателя из самого центра бури. Получается хаос из мелких стычек, когда общая картина боя скрыта в дыму или пыли от проходящих танков и абсолютно непонятно, кто побеждает и что вообще происходит. Я, как и большинство людей своего поколения, естественно не имею опыта выживания пехотинцем среди большой войны. Но элементарная логика подсказывает, что этот опыт должен быть бесконечно далёк от опыта полководца, обычно и используемого для создания эпических фильмов. И скорее всего куда более похожий на то кровавое и абсурдное месиво, которое показал в своём главном фильме бывший военный оператор, пехотинец Сэмюэль Фуллер.
И пусть у него танки не той конструкции. Я сомневаюсь в том, что пехоту особо интересует конструкция наступающих танков.
P.S
Восстановленная версия фильма включает 47 добавочных минут. И эти минуты - лучшее, что есть в фильме. Продюсеры, после конфликта с режиссёром, кастрировали изначальный фильм, вырезав весь вышеупомянутый кровавый абсурд. 
(
Comments
|Comment on this)

исторический, рецензия, драма, военный, 1980, 2005, США

Previous post Next post
Up