На следующее утро заехал в расчётный центр и получил расчёт часов. Ставить в рейс меня отказались и отправили к старшему нарядчику. Как я там уши не пилил, сказали всё -рассчитывайся, часы за летние перевозки выработаны. Инструктора тоже помочь ничем не могли. Бывает же так, хочешь работать - а не дают! Здесь не столько прихоть нашего резерва, сколько указ из Нижнего Новгорода-центра ГЖД, компания не хочет переплачивать и не даёт переработки. Конечно, домой я вернулся в растрепанных чувствах, как всегда не знаешь, какой же рейс будет последним -простая истина, которая преследует меня из года в год…
Но всё изменилось на следующий день, когда мне позвонили и сказали, что сегодня срочно нужно ехать в Санкт-Петербург, людей совершенно нет и состав не закрыт.
Радости моей не было предела и оперативно собраться труда не стоило, сумка так и стояла не разобранной. Спешные сборы, поход в магазин и вот я готов к новому рейсу!
Темнеет сейчас рано, поэтому планёрка уже проходила затемно. Начальницей была молодая девушка-татарка, она представилась, но я успел запомнить только имя, отчество представляло собой просто набор букв, который уловить не успел. Телеграммы, инструктаж, «раздача вагонов» и бланков. Мне очень повезло, так как достался купейный вагон, люблю купейные вагоны! Инструктаж закончен, и мы идём по пыльной дороге на вокзал, где нас уже ожидает состав.
Вагон был не просто купейный, это был «Амендорф», а они, несмотря на свой уже почтенный возраст, всегда хорошо выглядят и имеют свою атмосферу уюта, располагающую к путешествию. Немцы смогли построить вагоны на года! Даже если вагону 20-30 лет, двери катаются легко, мягко, бесшумно, ничего нигде не скрипит и не отваливает, а отделка салона под тёмное дерево придаёт вагону респектабельности.
Сразу начинаю всё пересчитывать, уже знаешь где, чего и сколько должно быть, и сверяешься с накладными лишь только при пересчёте мелочёвки.Всё было на месте, вот только 2-х комплектов постельного белья не хватало, пришлось составлять акт.Со штаба приношу воду, чайную продукцию, туалетку раскладываю по местам, ну вот, кажется всё готово!
Посадка началась в 21:35. Уже 8 сентября и вечера прохладные, без кофты не обойтись… Проводить меня заехал на велике Лео. Нет, по железной дороге он ещё не соскучился и в рейс ехать желанием не горел, но меня не покидало ощущение, что он поедет с нами!
Вагон наполнился и в 22:05 вновь звучит голос диктора: «Скорый поезд № 132 Ижевск-Санкт-Петербург отправляется с 1 пути от 1 платформы» Тепловоз оглушает залитый огнями вокзал свистом, и мы трогаемся в новое путешествие!
Собираю слипы, раздаю бельё, рассказываю про ресторан. На «Родниках Удмуртии» он есть всегда, и заполняю бланк. Вагон не полный, интересно, где же будет допосадка, впереди 3 ночи и 3 дня, нужно когда-то успеть поспать. Лист населённости нам не выдали, потому отправился за ним сам.
Как обратиться к начальнице не знал, поэтому спрашивал всех проводников по пути, и никто не мог мне сказать её отчества.
-Деля её зовут!
-Ну это я знаю, а отчество?
-Что-то там на «Ф»-я сама не разобрала!
На планёрке я уловил что-то похожее на «Фартдзт»: Фардевиз? Фардетин? Как же обратиться? Решил действовать по ситуации.
Её я встретил в тамбуре штабного вагона, разговаривающей с другой проводницей. Скорый поезд быстро мчался, стук колёс создавал достаточно шума, чем я не преминул воспользоваться, сделав чёткий упор на имя:
-Деля Фарт-двдтзна…- выдал набор букв и нарочно слопал окончание, только после этого захлопнул дверь на переходные площадки. Всё прокатило, никто ничего и не понял. В тамбуре стало тише и я попросил лист населённости, но она отказала.
-Я никому его не даю! Встречайте каждую станцию! -сурово… Даже ни одной станции не проспишь, а они на скором поезде каждые 30 минут…
Мы уже подъезжали к Игре, когда она проходила с проверкой бланк подписать. Больше надобности обращаться по отчеству у меня не было, но забегая вперёд, скажу, что пройдут года и я снова вляпаюсь в такую же историю хD. После её обратного прохода уже старался подрёмывать на перегонах, иначе днём вырубит.
Постояли в Балезино, собрали Глазов, Яр, Фалёнки, Зуевка. Народ мало- помалу подсаживался. Самый большой перегон был до Кирова - 90 минут.
Утро ранее, холодное, пассажиры спят, редко кто выйдет покурить и обратно нырнёт. Платформа пуста, я тоже уходил греться к титану, лето кончилось…
После Кирова был хороший перегон до Котельнича, но около 8-ми часов народ уже проснулся, зашевелился и потянулся за чаем.
А день задавался погожий, светило яркое солнце и наш скорый поезд бодро мчался по Транссибирской магистрали.
Служебным было 2-х местное купе, так как я был 1, места у меня было много. Чем ещё нравится «Амендорф» здесь в купе есть откидное сидение, такое же как в коридоре. Как здорово заварить себе чайку и смотреть в большое окно, хоть с полки, хоть с откидного сидения, а ещё здорово здесь пить чай вдвоём -можно сидеть не рядом, а напротив!
Оживал и ресторан, я уже слышал голос официанта, что ходил по вагону и предлагал напитки пассажирам.
-Здорова! - поздоровался парень лет эдак 35. Поздоровался и я, визуально с ним был знаком, ездили в одном из рейсов, но в моём мозгу произошёл сбой и какая-то накладка, что-то здесь не сходилось. Он был парнем общительным, мы перекидывались общими фразами, я лихорадочно пытался понять, что здесь не так, наконец, выдал:
-Погоди, ты же в прошлом рейсе проводником работал!?
-Да, вот в ресторан ушёл! В одном из рейсов сходил в офис, спросил, вот взяли!
Поезд у нас ижевский, но ресторан санкт-петербургский. Но это не создаёт трудностей, все рабочие вопросы решаются по прибытии в Санкт-Петербург, а суточный перестой в Ижевске выгоден ижевчанам. Уже ни раз думал, может и мне податься в вагон-ресторан, работать проще, вот только я не продажник, а ходить с корзинкой по вагонам -часть обязанностей.
У него лихо получается продавать, тем же пассажирам, даже те же напитки и снеки, что у нас в чайке - у меня вот ничего не купили, как я не распинывался, а у него вот взяли!
Шахунья, Урень, Ветлужская и около часа дня на горизонте появился Нижний Новгород! Пересекаем Волгу по Борским мостам и въезжаем. Для меня это город самой большой ностальгии! Всегда с нетерпением его жду и не отлипаю от окон, разглядывая знакомые улицы, церквушки, вот здесь мы как-то поздним вечером бежали с Машей за троллейбусом, как сейчас помню Маша кричит мне сзади: «Серёогаа, почему мы бежим за этим троллейбусом??? Другой же придёт!» «Он уникааальный!! Их всего здесь 2! Быстрее!!!», так мы бегали за новым троллейбусом БКМ. Да чего тут только не было, в Нижнем Новгороде каждый уголок пропитан своей историей:)
Стоим мы здесь всего 20 минут, высадка-посадка и мы снова в пути, а за окном нижегородский резерв, с которым связано столько историй!
Нижний Новгород позади и вскоре Дзержинск. Осенний денёк распогодился ещё по- летнему и в вагоне стало жарко, что создало некоторые трудности. Все окна в купе были без форточек, по коридору же были только 4 форточки, и пассажиры стали жаловаться на жару. Вентиляция не помогала, так как гоняла жаркий уличный воздух, кондиционера же в вагоне не было. Предположить даже не мог, что в сентябре в средней полосе можно столкнуться с таким.
Мы встали на пропуск «Сапсана» перед станцией Гороховец. Открыл настежь двери. Мужики сразу потребовали их выпустить покурить, объяснил, что это техническая, но один толстяк не унимался.
-Ну куда вы тут пойдёте? Насыпь, платформы нет.
-Где написано, что это техническая???
-В расписании! - он отправился смотреть расписание.
-Где???
-Где чёрными точками отмечено!
-Да я таких точек сколько угодно могу поставить!!! - при распечатке расписания не были проставлены «*», но каким-то заботливым проводником, чтоб не сбивать пассажиров с толку, были проставлены точки ручкой, вот он и начал возмущаться.
-От того, что вы их где-то поставите -статус станции не изменится!- мужик ушёл бухтеть в купе. Вот обязательно найдётся кто-то, кто постарается испортить настроение! В такое время думаешь, а стоит ли здесь работать, для таких пассажиров? Вот другое дело автобус водить, если и попадётся такая заноза, то терпеть-то с час, а тут его до самого Петербурга везти и выслушивать…
«Сапсан» прошёл неспешно, но изящно, у него здесь ограничение скорости. А следом тронулись и мы, но где уж нам за ним урваться?
Вязники, Ковров и Владимир.
Здесь мы стоим продолжительное время, пока меняем электровоз, и чувствуется, чувствуется движуха, прибывают «Ласточки»: Нижний Новгород-Москва обходит нас и встречный, напротив, прибывает Москва -Нижний Новгород. Окна у них большие, и пока стоишь можно понаблюдать за жизнью внутри. Напротив стояли проводница и женщина-охранник, а по салону продвигалась молодая девушка, развозившая по салону напитки. Когда дело было сделано, она тоже встала у прохода, и наши глаза встретились, улыбнулся, она засмущалась ^_^. Но «Ласточка» стоит недолго, пассажиры возвращаются в салон, проводники заходят следом. Объявляют отправление, двери «Ласточки» закрываются. В это время она с интересом, что-то говорит своим коллегам, все 3-е смотрят на меня, «Ласточка» трогается, и они с заливистым смехом провожают меня взглядами. Тоже стою, ржу, чего они там придумали!? =D Я бы поработал на «Ласточке», смотрю весело у них!
Электровоз поменяли, возвращаемся в душный вагон и снова наш скорый поезд мчится вперёд на Москву. Но уже вечер, воздух на улице остывает и значит скоро в вагоне температура нормализуется.
В Москве мы были в 9-ть, большой выход и посадка. Садятся девушка с парнем. Первая спрашивает:
-А вы из Петербурга?
-Нет, а что?
-Да вы модный какой-то!
- =D
Нет, Петербург далеко не законодатель мод)))
Вагон почти полный, 35 пассажиров, 35!!! Где же 36? Я бы мог спокойно поспать, сейчас самая тяжёлая ночь, ранняя побудка и приезд, но нет 1 пассажира, придётся снова не спать и встречать все станции подряд. Разношу пассажирам бельё, заполняю бланк, разливаю чай. Ближе к 11, когда огни Москвы остались позади, все потихоньку укладываются на бочок, в вагоне наступает тишина, от проводника никому и ничего не надо -дремлю на перегонах и я.
Тверь, Вышний Волочок, Бологое, нет 36-го пассажира. Надеялся, что он сядет в Бологом, станция большая, со стоянкой, и я просплю Окуловку. Но нет! Похоже, билет не продан. Спать хочется жуть, глаза даже толком не раскрываются, ненароком проявляется мысль нарочно проспать Окуловку, но нет, встречаю и её, и вот он! Мой 36-ой пассажир садится в купейный вагон за 2 часа до прибытия на конечную, неожиданно совершенно!
В 5 часов уже нужно было вставать и будить купешки. Единственный минус работы в купейном вагоне -в случае раннего приезда будить людей в купе, люди закрываются и крепко спят, порой не достучишься!
В 5:41 мы прибываем на Московский вокзал. «Сапсаны» уже осаживают на платформе и готовят к первым утренним «полётам» на Москву.
Прощаюсь с пассажирами и за уборку. Пока восходит солнце, нас оттягивают в парк.
К 7 утра вагон уже прибран, отпрашиваюсь в город, начальница не против, и мне даже удаётся договориться придти под посадку, так я выигрываю целых часа 2 времени!
В прошлый раз было желание зайти в РЭД, времени уже было начало 8-го и он был открыт, не упустил этой возможность, но впечатления смешанные: неприязнь с нотками ностальгии.
Мне даже похоже удалось найти место одной из наших ночёвок. Не знаю, кто из ребят сфоткал, но спасибо за такой эпичный кадр! В своё 1-е лето в Нижнем Новгороде тоже было тяжёло работать, мы после расчёта просто убегали оттуда. Весело было, но тяжело было работать, а здесь тяжело было отстаивать правду и бороться за заработанные деньги…
Думал заглянуть в резерв, но началось какое-то отвращение, не стал подниматься и отправился на станцию метро Елизаровская.
Покатался по ветке от Адмиралтейской до Бухарестской, особенно понравилась станция Обводный канал, давно планировал на неё заглянуть.
Дошёл до дома, где скончался великий Петр Ильич Чайковский, наш земляк, памятная доска даже упоминает Воткинский заводъ.
Олимпийские Волгобасы вовсю гоняют по городу, не по всему, правда, но бегают.
Прогулялся по историческим местам и тем местам, где мы гуляли в 2009.
Задождивело.
Дошёл до по Петропавловской крепости, сегодня здесь было не многолюдно.
А после отправился до музея воды. Мне понравилось идея реновации старинной водонапорной башни в музей, а тем более воды! Прозрачный лифто-лестничный пристрой сделан очень мягко, он не доминирует и не тянет на себя внимание, оставаясь хорошим акцентом реновации.
Территория музея отлично благоустроена, сюда я не дошёл ещё в 2011, когда «выгуливал» ребят из другого отряда, личными интересами тогда пришлось поступиться.
Этот музей посетить нужно обязательно, но вот времени уже нет, нужно двигаться к Московскому вокзалу и зайти в новый торговый центр «Галерея».
Часы уже показывали 2 часа дня и пора было двигаться на вокзал, неизвестно, когда состав осадят.
Распогодилось, тучи куда-то улетучились и светило тёплое сентябрьское солнце. В последнюю поездку я погулял от души!
В ожидании состава нашёл свой ЭД4МКу! Санкт-Петербург-Москва! Ну не совсем свой, брат-близнец 0153 - это был дневной ярославский экспресс 813/814 с ночной стоянкой в Москве, я на него не попадал. Но как я рад был видеть знакомое «лицо»! Хотя оно немного и поменялось… Во время очередного ремонта сняли эксклюзивные маски, стало уже немного не то, но всё же это он!!! А сколько с ними было историй! Ух, да каких - любимые поезда!
Уже шла посадка, а на ней стояли девушки с угрюмыми лицами… Ну как можно стоять на посадке с таким лицом на таком поезде??? Это я могу стоять с таким лицом, хотя нет, у меня вагон хороший, но для большинства вагонов, на которых я работаю, выражение лица подходящее =D, а тут поезд-сказка, поезд-мечта!
Спросил, кто обслуживает, с кислой миной ответила, что московская бригада и назвала вагонную часть. Причём девушка явно не понимала, что должна источать восторг, свет и радость от этого поезда! Решил не вдаваться в подробности поездов-близнецов, и спросил можно ли заглянуть внутрь, так как работал на этом поезде 4 года назад. Та недовольно кивнула.
Это был головной вагон 1 класса, всё здесь было как и 4 года назад, ммм, воспоминания, эх! Я бы и в салон прошёл, но меня очень напрягали угрюмость и недоверие проводницы, поэтому я поспешил покинуть вагон.
Мой состав уже осадили, и весьма вовремя. Любят они осаживать сразу под посадку, сегодня же у меня есть время спокойно переодеться, растопить титан и подготовить по мелочи вагон к посадочке.
Традиционно нас ставят рядом с Невским экспрессом, -почётно, как почётно! «Родники Удмуртии» и «Невский экспресс», хотя громкое название и уникальные вагоны с тележками, оборудованными магнито-рельсовым тормозом, фирменности ему не дают. Вы знали, что это не фирменный поезд?:)
ЭД4МКу, пронзительно просвистев, красиво уходит мимо… Следом пойдёт «Невский экспресс», но а у нас начинается посадка.
Пассажиры, пассажиры, снова много до Москвы. Одна из пассажирок - молодая девушка с маленькой собачкой, выкупила всё 4-х местное купе- обалдеть!
Ну что ж, пассажиры посажены и в 15:20 мы вновь отправляемся в путь! Уезжать всегда жаль, а тем более, когда понимаешь, что рейс последний…
За окном проплывает платформа, локомотивное депо, РЭД. После бодрой и вдохновляющей прогулки спать совершенно не хочется, так что работаем бодрячком! На улице не жара и пассажирам кондиционер не нужен, достаточно вентиляции и врывающегося в 4 форточки встречного ветра.
Бельё роздано, слипы собраны, остаётся заполнить бланк, когда за окно появляется «Ласточкино гнездо» - депо «Металлострой».
В этой поездке у нас тоже была «песня рейса», как тогда с Еленой Юрьевной, но на этот раз «Серебро - я тебя не отдам», толи нравилась она так Деле, то ли тоже репертуар был ограниченный. хD
Под эту самую песню наш скорый поезд ровно мчался по бархатной магистрали. Санкт-Петербург и проглянувшее солнце остались позади, а мы, похоже, шустро нагнали ушедшие тучи. За окном всё больше и больше осень вступала в свои права.
Обратите внимание на соседний вагон! Да это снова он, тот самый «махачкалинский вагон», видать куда я, туда и он! Переставили с Анапы!
До Курского вокзала Москвы добрались хорошо, снова большая высадка, вышла и девушка с собачкой, и вновь посадка, здесь всегда так. Народ сел кто до Владимира, кто до Кирова, до Нижнего Новгорода очень много село.
«Скорый поезд № 131 Санкт-Петербург -Ижевск, отправляется…»- у скорого поезда всё быстро, стоянки покороче, скорости побольше.
Люди уставшие, а Нижний Новгород уже через 5 часов, быстренько раздаю бельё. Просят разбудить - не вопрос, разбудим!
Огни Москвы ещё не исчезли вдали, когда уже заполнил бланк и сам готовился ко сну. У меня есть часа 1,5 до Владимира.
Вставать посреди ночи очень тяжело. Особенно тяжело мне обычно Владимир даётся, то глаз не откроется, то ещё что-то не так пойдёт. Стоянка на смену локомотива. Но сейчас глубокая ночь, тихо здесь: и поезда не проходят, и людей нет…
Локомотив сменили и продолжаем путь.
Я проснулся от того что мы стояли… Да, проводники всегда просыпаются, когда поезд останавливается, на мгновенье показалось, что я что-то проспал, вскочил, но за окном было темно, не было видно и платформенных огней, часы «показывали» без часу Нижний Новгород. Остановка показалась мне странной, наш скорый никогда не стоит посреди леса…
До Нижнего Новгорода оставалось 40 минут, и уже пора было будить пассажиров, но мы по прежнему стояли на том же месте, и было даже не понятно, где именно мы стоим, и как давно, очевидно, что-то произошло и мы точно уже вышли из графика…
За прошедшие полчаса не прошел ни 1 встречный поезд…
Будить нижегородских пассажиров в данной ситуации было глупо, во-первых, не известно, где мы стоим, во- вторых, на сколько мы уже опаздываем и, в-третьих, во сколько тронемся. Зачем будить напрасно людей, пусть отдыхают, решил я и тоже лёг дремать. Но пассажиры скоро сами зашевелились, и один, молодой в костюмчике, тот, что просил разбудить, пришёл с претензией.
-Мы опаздываем?
-Да!
-Почему вы меня не разбудили???
-Извините, но как вы себе это представляете? «Проснитесь!!! Мы опаздываем! Спите дальше???» - конечно, они могли подумать, что проспали, но согласитесь, тоже глупо тормошить посреди ночи людей, когда у них появилась случайная возможность поспать подольше.
-Разбудите! - буркнул он.
-Конечно!
А тем временем уже начало светать, но глухой лес не мог никак подсказать наше местонахождение.
Около 6-ти мы всё же тронулись, ничего подозрительного на глаза не попалось, и никакой информации о каком либо ЧП у нас не было. Уже вечером из новостей узнал, что в электровозе, ведущем «Золотую Хохлому» Нижний Новгород-Адлер произошло задымление, в результате чего движение на магистрали было остановлено. В поездной пробке тогда застряли: «Волга» Нижний Новгород - Санкт-Петребург, «Ямал» Москва - Новый Уренгой, «Томич» Москва - Томск, «Нижегородец» Пермь - Москва и наши «Родники Удмуртии» Санкт-Петербург - Ижевск. Все именные! Время задержки составило от 28 минут до 3 часов 17 минут.
Лишь по Дзержинску удалось высчитать наше опоздание. В Нижний Новгород мы въезжали на 2 часа позже, к 7 утра. Пассажиры были разбужены, никто не проспал. Тот парень на момент побудки дрых весь раздетый. То есть он встал в 4 часа, оделся в костюмчик, пришёл ко мне весь готовенький, как говорится с иголочки, хоть на бал, снова разделся, поспал ещё 2 часа- снова оделся. =D
В Нижнем Новгороде никто не сел, а вышло больше трети. После Нижнего Новгорода мы бросились нагонять эти 2 часа.
Ветлужская, Урень, Шахунья, Котельнич. На этих станциях у меня тоже понемногу выходили пассажиры и к Кирову осталась треть, которая там и вышла.
Часовую стоянку сократили до минут 40-пока выносили мусор, состав заправили водой, отцепили прицепную кировскую группу - 2 вагона -она всегда с нами ездит и перецепили электровоз. Никто снова не сел и у меня осталась одна пассажирка, женщина лет 60-ти:
-А чтож это я? Одна чтоль осталась?
-Нет, мы вдвоём! Ну а что, хорошо же, я буду ваш личный проводник!
Так мы вдвоём и помчались дальше.
Пора подбивать отчётность и сдаваться. Здесь всё это делается довольно рано, уже после Кирова. На новеньком штабном вагоне как всегда очередь, кадровые шутят:
-А ты что ещё катаешься? Все ваши уже давно ушли!
-Да, имеете в виду уже всех вытурили! =D
Отчётность сдана, самое время пообедать привычной бпешкой и сделать уборку - прибрать все купе, что продолжить путешествие в чистом и пустом вагоне.
Есть один необычный феномен: сколько лет помню, из Ижевска мы всегда уходим полными, а вот возвращаемся всегда полупустыми! Ощущение, что мы народ из Ижевска вывозим, но при этом население города не убывает, значит, они всё же возвращаются, НО КАК??? =D Загадка!
Вагон был прибран, а это значит, что у меня ещё осталась масса времени насладиться последним путешествием!
Зуевка, Фалёнки, Яр и Глазов -вот уже свой регион! Колёса поезда ритмично стучали, вагон качался им такт, а за окном проплывал осенний, хоть и солнечный пейзаж, но навевающий тоску…
Спать совершенно не хочется, хочется, чтоб эта поездка как можно дольше не заканчивалась, но километр за километром, мы всё ближе к дому…
В Балезино стоянка так же была сокращена, за счёт чего мы уже почти вошли в график, оставалось нагнать минут 20, я лишь вышел, символично постоять на платформе, пассажирка моя даже не выходила.
Меняем электровоз на тепловоз и продолжаем путь через сосновые леса, тепловоз тоже торопится, спешит войти в график, но идёт значительно ровнее, самое время для горячего ароматного чая, ведь до Ижевска ещё около 3-х часов.
Но время проходит быстро, за окном уже Ижевский пруд и первый микрорайон-Воложка. Пассажирка уже вся в нетерпении, ещё ехать через весь город, но она уже стоит в косом коридоре, и с нетерпением ждёт вокзал, где её встретит сын…
На вокзал мы прибывали точно по расписанию в 19:50, было видно, как пассажиры заглядывают в окна купе, но напрасно, они пусты. Открываю дверь, спускаюсь, мы с улыбками прощаемся и вот я уже поднимаюсь обратно, и мне смешно, привёз 1 пассажира... В плацкартах народ-то есть, у них высадка только началась, а у меня уже всё!
Сдаю вагон, гашу свет и выставляю сумки на платформу, ну вот и всё, закончен рейс и завершилось моё очередное поездное лето, остаётся лишь захлопнуть немца дверь… С хлопком двери и завершится эта история… Но захлопывать дверь совершенно не хочется… Оставляю сумки на платформе, она пуста, никого здесь нет и снова взбираюсь в тёмный вагон… Прислоняюсь к двери и замираю: здесь тишина и темнота, лишь свет станционных прожекторов рисует на дверях под дерево света прямоугольники…
Ну стой не стой, а ничего не изменишь. Вот и закончен рейс и завершилось лето. Захлопываю дверь и неспешно бреду в резерв, а куда мне теперь спешить?
Несмотря на поздний час расчётный центр ещё работал, и меня сразу снова рассчитали, уже во 2-ой раз…