В поисках совершенства. С плавающего начали - плавающим и закончим 3.

Apr 13, 2017 01:04

 
                                                                                                 Инженеры фирмы Vickers максимально адаптировали конструкцию легкого танка Mk VI для нужд армии Великобритании. Имперское командывание бронетанковых войск  потребовало новый танк для военных действий в колониях и с возможностью использовать его в качестве разведчика . Серьезных изменений не проводилось . За основу взяли корпус танка модели Mk V. Установили новую башню с радиостанцией в кормовой нише. Корпус состоял из листов катаной брони . Танк стал самым массовым в серии. Всего построено 1285 машин этого типа. Машину выпускали в четырех модификациях : Mk VI, Mk VIА, Mk VIВ и Mk VIС. Кроме этого по данным П. Чемберлена на модификацию Mk VIВ устанавливали еще два типа ходовой. Первый тип - имел просто немного измененные опорные катки и увеличенную звездочку, а на втором добавили ленивец (ходовая по типу Mk III). Бронезащита танка состояла из брони толщиной от 4 до 14 мм.                                                                                                                                                                                               

Компоновка танка не претерпела изменений. В носовой части корпуса с правого борта располагался 88-сильный двигатель Meadows ESTL и механическая трансмиссия фирмы Wilson. У левого борта находилось место механика-водителя и органы управления . В башне находились пулеметчик и командир машины. Двухместная башня отличалась от более ранней модели наличием кормовой ниши , в которой устанавливалась радиостанция со штыревой антенной. В башне монтировалась спаренная установка  12,7мм и 7,71мм пулеме-тов Vickers с углами наведения по вертикали от -10° до +37°. Боезапасом составлял 2900 патронов. По бортам  башни устанавливалось два дымовых гранатомета. На крыше башни установили командирскую башенку и люк для стрелка . Ходовая часть первой модификации Mk VI полностью идентична танку Mk V. Две тележки по два опорных катка с подвеской  Хорстмана “четверные ножницы” на каждый борт и поддерживающий ролик  установленный над первой тележкой между первым и вторым катком . Ленивец (направляющее колесо) отсутствовал, его роль выполнял опущенный на землю задний опорный каток. Впереди находилось ведущее колесо цевочного зацепления. Гусеница состояла из 158 металлических траков шириной 241 мм и шагом 48 мм.                                                                                                                                                     Серийная постройка танка Mk VI началась в 1936 году. За несколько месяцев выпущено 91 машины. После этого начато производство улучшенной модели танка  - Mk VI А. Основным изменением был - перенос поддерживающего ролика  назад , между передней и задней тележками. Это уменьшило вибрации при движении по твердой поверхности. На прототи установили цилиндрическую, а на серийные образцы командирскую башенку заменили на восьмигранную с двумя смотровыми приборами, а радиостанция заменили на более современную модель. Двигатель заменили на новый ESTB вместо ESTL. Мощность осталась прежней. Самой многочисленной стала следующая модификация Mk VIВ. С апреля 1937 по январь 1940 года построено 850 танков  . Командирская башенка опять стала цилиндрической с двумя смотровыми приборами , но ее сделали значительноо выше . Изменился монтаж крепления зенитного 7,92-мм пулемета Bren на башне . Вместо двойных бронированных жалюзи над моторным отделением установили одинарные.                                      
             
                                                                                                            
             

На базе моделей Mk VI и Mk VIВ выпустили небольшое количество танков “индийской” модификации Mk VI Indian Pattern . 
             
                                                                                                            Это были машины, на которых вместо командирской башенки установили перископ в бронированном кожухе. Всего было построено 60 и 43 танка обоих модификаций.   В декабре 1939 года был налажен выпуск последней модифика-ции Mk VIС. Конструктивно она была подобна модификации Mk VI Indian Pattern . Главное отличие - вместо пулеметов Vickers были установлены пулеметы BESA калибра 15-мм и 7,92-мм.  Ходовая часть не изменилась.  Для уменьшения давления на грунт ширину траков увеличили до 254 мм . Пулеметы BESA были созданны на базе чехословацких образцов. BESA 7,92мм образца 1937 года - копия ZB-53  использовалась  до 1958 года . Конструкция позволяла вестись стрельбу как отдельными выстрелами, так и очередями. Пулемет калибра 15мм создан на основе ZB-60. Для легких немецких танков и бронемашин танки Mk VI стали опасным противником.                                                                                                                                                                           Один танк Mk VIВ был оборудован поплавками и прошел испытания , но в серию не пошел.                                                  

Производство танков MkVIС продолжалось до июня 1940 года . Было построено 130 танков . Фирма Vickers поставила британской армии 1282 танка всех модификаций . Военное ведо-мство считало легкие танки  MkVI хорошими машинами . Они были надежными и простыми в производстве и эксплуатации , но вооружение было очем слабым . В 1940 году на шесть танков модификации MkVIВ установили новое шасси с задним направляющим колесом. Оно стало похожим  на ходовую легкого танка Mk III. Подвижность танка улучилась. Модернизированные Mk VIВ были отправлены во Францию . После разгрома Британского экспедиционного корпуса в июне 1940 года сделали взвод, что танки типа Mk VI устарели и тратить силы на их модернизацию нет смысла.
На базе танка Mk VI создали противотанковую самоходку (танк - истребитель). Вместо стандартной башни устанавливалась увеличеная без крыши. Вместо пулеметов в башне монтировалось двух-фунтовое орудие (калибр 40 мм). Это была стандартная противотанковая пушка для оснащения танков , как крейсерских , так и пехотных . В армии ее прозвали дыроколом. Британские военные считали этот калибр достаточным для борьбы с танками. Но и эта модификация дальнейшего развития не получила.        



На базе танка Mk VIА в середине 1940 года создали две зенитных самоходных установки. Первый вариант - на серийный танк вместо башни установили надстройку и открытую рубку  кругового вращения. Внутри неё разместили в ряд четыре 7,92мм пулемета BESA.                                                                                          
                        

ЗСУ назвали Tank Light AA Mk I и приняли к серийному производству. Точное количество переоборудованных из танков Mk VI ЗСУ не известно . В 1941 году на вооружение была принята модификация Tank Light AA Mk II . На Mk II увеличили башню, что сделало ее более удобной для стрелка. Корму корпуса удлиннили  для размещения внешнего бункера для боекомплекта. Взвод из четырех зенитных танков AA Mk II должен был придан каждой полковой штабной роте . Фактически собрали небольшую партию ЗСУ. Почти все были направлены в Северную Африку, где они успешно применялись до 1943 года. В немецкой армии танкам были присвоены обозначения Leichter Panzerkampfwagen Mk. IV 734(e), Leichter Panzerkampfwagen Mk IV 735(e) и Leichter Panzerkampfwagen Mk IV 736(e).                                                                                                                       
Базой для следующей машины послужила модель L3E1. Танк получил обозначение Light Tank L4E1. Корпус танка увеличенный объём. Борта надстройки устанавливались под небольшими углами наклона , а броню лобовой части корпуса и башни увиличили до 38-мм . В середине 1930-х гг. британскими специалистами была предпринята очередная попытка создать легкий танк с усиленным бронированием. Представителями Генерального штаба и Supervisor of Design были поставлены требования, сделать лобовую защиту противоснарядной и ограничение по массе до 5000 кг. Техническое задание было выдано специалистам фирмы Vickers, которые  приступили к проектированию в 1935 году. Базой для новой конструкции послужила модель L3E1 1933 года, отвегрнутая военными из за отсутствия преимуществ перед сериными легкими танками Mk.II и Mk.III. Новая модель получила обозначение L4E1. Корпус танка сохранил стандартную для британских лёгких танков компоновку с задним расположением боевого отделения и передним расположением двигателя и трансмиссии . Экипаж танка увеличили до 3-х человек . Надостройку корпуса  увеличили в объёме. Борта надстройки устанавливались под небольшими углами наклона, а лобовая часть корпуса и башни получили 38-мм бронирование. На крыше боевого отделения  устанавливалась двухместная башня в форме усеченной пирамиды. В её лобовом листе был сделан вырез под установку двух пулеметов Vickers калибра 7,71мм и 12,7мм, справа смонтировали двухствольный дымовой гранатомет. На крыше башни устанавили командирскую башенку со смотровыми приборами и верхним люком . На прототипе устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Meadows ESTB мощностью 88 л.с., с водяной системой охлаждения. Ходовая часть состояла из восьми опорных катков, четырех поддерживающих колес, а также передних ведущих и задних направляющих колес опущенных на грунт. По бортам крепился бронированный фальшборт. Единственный прототип легкого танка L4E1 испытали в октябре 1935 года. Решающих преимуществ перед серийными Mk IV и Mk V он не показал. Кроме этого разработчи не уложились в установленные ограничения по массе. Танк проходил различные тесты вплоть до декабря 1939 года . За это время была доработана защита ходовой части и модернизировано вооружение - вместо 12,7мм пулемета Vickers был установлен 15мм пулемет Besa, который на ближних дистанциях поражал легкобронированные цели. Перед войной был сделан окончательный взвод, что можно обойтись модернизиированными легкими танками Mk VI С. Танк L4E1 в серийное производство не поступил.                                  

             
                                                                                                     Герасименко С.В.

Великобритания, vickers, легкий танк

Previous post Next post
Up