Часть VIII. Где на планете жить хорошо и почему?

Jul 11, 2014 17:21

Часть I (Основные определения) тут.
Часть II (Краткое описание процессов, происходящих в мире) тут.
Часть III (Капитализм и коррупция) тут.
Часть IV (Деньги) тут.
Часть V (Генезис и будущее мамоны) тут.
Часть VI (Причина кризисов) тут.
Часть VII (Исламский банкинг) тут.

Следующий видеоролик склоняет зрителей к выводу, что Западные страны живут хорошо не потому, что у них демократия и свободные рынки, а потому, что берут в долг больше, чем зарабатывают:

image Click to view



В подобных рассуждениях внимательные зрители заподозрят подвох и будут правы. Почему же так не поступают остальные государства? Брали бы в долг больше и жили бы хорошо. Ответ на вопрос о причинах хорошей жизни лежит всё-таки глубже.

Современный мир увлечён игрой «богатые богатеют за счёт того, что бедные беднеют». В этой игре выигрывает тот, кто изначально богат и доминирует. Граждане одних стран успели обогатиться первыми, и эти станы доминируют. Граждане других стран опоздали и теперь они беднеют, их страны подавляются. Таким образом, вопрос «почему на Западе живут хорошо» сводится к вопросу «почему на Западе обогатились раньше остальных». Давайте раскроем причины расслоения стран по богатству, и, следовательно, по международному влиянию.

Ныне развитые страны никогда не строили капитализм. Как это не покажется удивительным, буржуазных революций не бывает (см. Ричард Лахман «Капиталисты поневоле») Нидерландская, Английская, Американская, Великая французская революции носили системный характер (Великая Октябрьская революция - особый случай, о котором будет упомянуто ниже). Люди поднимались на борьбу за расширение своих политических прав, а не с целью построить какой-то «общественно-экономический строй». Если удавалось создать механизм, поддерживающий новый уровень равноправия, то революции разворачивались и реформы достигали успеха. Если же равноправие, которого жаждали народы, не закреплялось политическими механизмами, то попытки терпели поражение и социальные преобразования завершались откатом.

Возьмём, например, лозунг Великой французской революции - «свобода, равенство, братство [или смерть]». Проникнув в умы миллионов, этот лозунг преобразовал общество в новое состояние - в общество, признающее равноправие. Общество политического равноправия опирается на иное, чуждое монархизму, социальное мировоззрение. Согласно такому мировоззрению сувереном может быть только народ, верховная власть принадлежит ВСЕМ жителям страны в равной мере (см. Жан Жак Руссо «Об общественном договоре»). Требования равноправия и суверенитета народа были удовлетворены и закреплены механизмами общенародных выборов и референдумов.

История последних пятисот лет раз за разом доказывала, что политическая свобода играет положительную роль в эволюции социума. При прочих равных условиях раскрепощённый народ живёт и развивается лучше, эффективнее. В конце концов, традиционные общества, отягощённые отсутствием равноправия, были вытеснены на обочину истории, а главенствующее положение заняли общества нового типа - демократии.

В тех случаях, когда процесс борьбы за свободу ОТ [монарха, колониальных лоялистов, богатых капиталистов и, вообще, любого узкого круга властителей] вызывал к жизни свободу ДЛЯ [ВСЕХ граждан, ВСЕХ колонистов, ВСЕХ рабочих и крестьян и, вообще, любого широкого круга народа], то создавалась более прогрессивная социальная реальность. Равноправие - это и есть не что иное, как механизм, воплощающий «свободу для всех и каждого».

Однако политическое равноправие вовсе не гарантирует равноправие финансовое. Вырвавшись из липкой паутины монархических и религиозных предрассудков, современное общество оказалось в змеиной удавке мамоны - власти денег.

Капитализм возник не по злому умыслу мыслителей Просвещения - Гоббса, Руссо, Дидро, - а по причине недоразвитости технологий, в качестве скверного, но неизбежного явления.

Капитализм - это узаконенный грабёж. Законодатели отчаянно пытаются ограничить грабёж рамками закона. Ссылаясь на политическое равноправие, апологеты капитализма объявляют благом возможность грабить друг друга законно: дескать, одинаковые для всех правила сами по себе обеспечивают равные возможности. В действительности, узаконенный грабёж, как и любой грабёж, есть нарушение естественных прав человека и неизбежно приводит к злоупотреблениям.

Узаконенный грабёж становится неравноправным потому, что законы любого капиталистического государства зиждутся на власти денег. Власть денег даёт преимущество стоящим у власти богачам и ущемляет интересы находящихся под властью бедняков. Со временем, расслоение по уровню доходов усугубляется и закрепляется новыми законами, принимаемыми богачами. Повальная жажда денег (воронка водоворота мамоны) засасывает общество в пучину бедствий и отчаяния.

Великая Октябрьская революция (а также Парижская Коммуна), в отличие от революций XVII-XVIII веков поставила своей основной задачей создание механизма, прежде всего, экономического равноправия, при этом политическое равноправие (в какой-то мере) пришлось принести в жертву. Диктатура вводилась сознательно, как временная мера, до той поры пока не будет найдена технология эффективного экономического (точнее финансового) освобождения. К сожалению, избавиться от грабежа оказалось во много раз сложнее, чем обеспечить всеобщее избирательное право. Причина этой сложности - техническая, о чём предупреждали бородатые классики, говоря о развитии производительных сил. Вплоть до конца XX века, доступные человечеству технологии не могли дать никаких иных вариантов, кроме двух. Вариант первый - узаконенный грабёж, на чём держится весь современный капиталистический мир; вариант второй - бюрократическая распределительная система, подобная той, которая функционировала в стране Советов.

Итак, перечислим факторы, приведшие к лучшей жизни в странах Запада (по сравнению с другими странами мира):

  1. Западные державы первыми осуществили политическую эмансипацию, т.е. перешли от традиционного общества к политически более свободному обществу.

  2. С одной стороны, политическое освобождение ускорило технический прогресс, а, с другой стороны, отсутствие экономической (точнее финансовой) свободы привело к слиянию денег и власти, жажде денег и неуёмному стремлению грабить (поэтому, например, вплоть до начала XX века для расширения ареалов грабежа Западные страны обзаводились колониями).

  3. По мере распространения капитализма по всей планете в водоворот грабежа включались всё новые и новые страны и народы. Те, кто начал грабёж раньше, доминировали уже изначально и заняли верхушку мировой финансовой империи. На благоприятных условиях в мировую финансовую империю вошли некоторые из бывших колоний, например, Канада и Австралия. Страны и народы, добившиеся политической свободы самостоятельно, но позже лидеров, в большинстве случаев оказывались в подчинённом состоянии.

  4. Капитализм восторжествовал на всей планете. Государства, доминировавшие изначально, до сих пор продолжают занимать лидирующие позиции в мировой финансовой системе и поэтому им, и только им, позволительно брать в долг столько, сколько угодно.

  5. Мировая финансовая империя в её нынешнем иерархическом виде выгодна доминирующим Западным странам. В государствах, занимающих вершину финансовой иерархии, старательно поддерживается стабильность, в то время как периферийные страны преднамеренно дестабилизируются, что обеспечивает перетекание свободных денег со всего мира в стабильные страны. Искусственно завышаемый уровень жизни в богатых странах привлекает образованных эмигрантов. Утечка мозгов препятствует научно-техническому развитию бедных стран и благоприятствует прогрессу богатых, позволяя им наращивать военную мощь.
Хотя богатейшие семейства и влиятельнейшие политики всеми силами и средствами пытаются сохранить современную мировую финансовую империю, тем не менее, она рухнет. Насущной задачей является проектирование и воплощение в жизнь принципиально нового социального механизма. Такой социальный механизм должен гарантировать всеобъемлющее равноправие - как политическое, так и финансовое. У человечества уже есть необходимые для этого технологии.

С ответом на вопрос, почему на Западе жить хорошо, перекликается другой вопрос. Кому должны современные государства, в частности, страны Запада? Если из долгов всех стран вычесть все запасы денег в их хранилищах, то на балансе остаются огромные долги, которые, к тому же, продолжают расти. Кто же заимодавцы?

Примечательно, что для многих современных финансовых аналитиков ответ на вопрос о заимодавцах вызывает затруднения. В одном из подобных «ответов» авторы возлагают всю вину на правила работы Центральных Банков (в частности, ФРС), на ссудный процент и призывают к его запрету. Подобные поверхностные суждения довольно типичны. Отметим, что механизм ссудного процента является лишь следствием власти денег - мамоны, которая неизбежно всходит на престол в условиях сочетания политической свободы и примитивных денег. Запрет на ссудный процент ничего не решит. Так, например, исламские банки демонстрируют торжество мамоны без ссудного процента.

Ильф и Петров устами Остапа Бендера дали объяснение лучше многих финансовых аналитиков: «Раз в стране бродят денежные знаки, то должны быть люди, у которых их очень много».

Все, у кого есть долги - отдельные люди, коллективы предприятий и целые страны, - должны богачам. Так устроена система узаконенного грабежа, по-другому капитализм работать не может (в противном случае, это будет уже другая, некапиталистическая система - система, в которой деньги не связаны с властью). И, действительно, совокупный капитал миллионеров в 2013 году достиг 52,3 триллионов! долларов, а ежегодный прирост их богатств составляет 14% (источник).

У бедных уже давно нечего взять. Всё, что можно, давно заложено и перезаложено. Однако ради сохранения системы, политики предпочитают всё глубже и глубже погружать в долговую яму города и целые государства. Так не может долго продолжаться. Нынешние правила «игры» будут сломаны и будут предложены принципиально иные правила. Грядёт новая социальная реальность.

Продолжение следует…
Previous post Next post
Up