Сегодня всемирный день улыбки :) Этот неофициальный праздник отмечается дважды в год - в первую пятницу октября и 25 июля.
Я не отношусь очень серьезно к празднику улыбки, но отношусь очень серьезно к самой улыбке. Это важнейший инструмент человеческой коммуникации вообще и продаж/сервиса в частности. Не раз измерено и подсчитано, что улыбка не только привлекательна и приятна, но и напрямую конвертируется в дополнительные деньги. Кажется, все уже согласны - клиентам лучше улыбаться, чем нет. Вопрос только в том, как это сделать.
Есть много приемов и техник, которые заставят вас улыбаться (и поднять настроение) прямо здесь и сейчас. Например: зажмите карандаш зубами так, чтобы лицо растянулось в улыбке. При этом нужно не касаться его губами - это способ не расслабляться. Посидите так две минуты. Хотите вы или нет, но это медицинский факт: настроение поднимется, улыбаться захочется, а если вы не один, то и посмеетесь (пишу это с карандашом в зубах:)
Но нет такой техники, которая заставит вас улыбаться другим людям постоянно регулярно, если вы неулыбчивый человек. И ваши сотрудники тут мало отличаются от вас. Заставить их трудно, какие стандарты не пиши, какие чек-листы не внедряй, какие приказы не издавай. Есть у меня простое наблюдение - нельзя заставить сотрудников улыбаться, если... вы не улыбаетесь сами! В тех компаниях, где босс, как каррабас-баррабас, щелкает кнутом и раздает штрафы: "всем улыбаться, я сказал!" - люди все равно не улыбаются клиентам.
И наоборот, в компании, где шеф часто улыбается сам (и, конечно, обладает авторитетом), люди невольно начинают улыбаться чаще а чаща улыбается им. И другого способа я не знаю. Как ни банально - хочешь изменить людей, меняйся сам. Карандаш держи в зубах, "привет тебе, мартышка!" говори, по утрам в зеркало себе сам улыбайся. Хорошее настроение в качестве ценности задает первое лицо, как и прочие ценности в компании. И трансляция ценностей происходит через дела, а не через слова.