Продолжение темы "псевдокрафта" в водочной отрасли

May 25, 2016 03:21

Знаете, правда, очень приятно смотреть, как мир меняется к лучшему.
Смешно, временами, криво, но тем не менее. Сидишь вот так вот на балконе с рюмочкой относительно недорогого вискаря и доминиканской сигаркой, или с бокалом пива и трубочкой, забитой хорошим табачком, а мир мимо тебя несется на бешеной скорости, с каждым днем становясь все интереснее и забавней. Да, твое толстое пузо уже не способствует прыжкам по черной трассе в Кошкино, а очаровательные юные барышни возрастом младше того вискаря, что у тебя в рюмке, смотрят на тебя без интереса, а то и вовсе "сквозь". Но, черт побери! Я видел мир таким, я видел мир сяким, каким я увижу его в будущем?! ;-)

Вот, помните, я писал про тенденцию появления пивного "псевдокрафта"? Так вот. Сегодня со своего балкона я вижу аналогичную тенденцию в водочной отрасли. Думаю, я увидел ее раньше, чем кто бы то ни было из юных и прытких журналистов и аналитиков рынка, знающих не понаслышке, чем Джим Бим с кока-колой по вкусу отличается от Джека Даниэльса с пепси, но не знающим, что за виски "Дикий турок" поминается в романах Стивена Кинга 1990-х годов издания. ;-) Просто потому, что они водочку пользуют вряд ли, а я, грешник, в промежутках между выгонкой домашнего продукта ее периодически таки да. :-) Особенно в околотехнических нуждах.

Вы помните, хочется верить, с чего началось победное шествие крафта по нашим стаканам? Конечно же Юрий Валентинович - "дядя Юра, давайте сварим пиво" - Катунин приложил свою руку к этому делу, честь ему за это, хвала и личная моя неизмеримая уважуха. Но на самом деле все началось с того, что пивные "гиганты" окончательно оборзели. Похерили производство интересных сортов и перешли к выпуску гекалиторов мочеобразного евролагера, не отличающегося сорт от сорта по цвету, вкусу и запаху. А чего? "Пипл хавает" (с), ну и ладно. Вот народ и пошел самостоятельно варить пиво - такое, какое нравится, а не такое, как на полке в магазине стоит. И пошел, и пошел, да так разогнался, что теперь хрен догонишь!

Ну, вот постепенно та же самая шняга наступает в водочной отрасли. Причем наступает неотвратимо и неотступно. Вот смотрите. Заходим мы с вами, стало быть, в алкогольный отдел, и что же мы видим? А то же, что в свое время видели на пивной полке. Длинные ряды разнокалиберных бутылок с разнообразными этикетками, содержащих в себе примерно равнозначно несъедобную жидкость с резким вкусом и резким химическим запахом, по сравнению с которым запах медицинского спирта - это просто амброзия какая-то! Причем этикетки (еще бы, ведь на каждом водочном заводе свои маркетОЛухи сидят!) выполнены примерно в едином стиле с использованием зенитовских цветов, потому как каждый маркетОлух знает, что если напиток предполагается употреблять охлажденным (а водку, в отличие от вискаря, иначе никак, ибо воняет не божески, а кто сумлевается, тот пусть ее подогреет), то этикетка должна быть непременно с намеком на лед. И название тоже: "Ледянка", "Русский лед", "Зимняя забава" (любые совпадения случайны и не могут рассматриваться как частный случай антирекламы).

А! Вот еще! Вы думаете, в бутылках водка!? Как бы ни так! Там совершенно адский коктейль из спирта, воды, глицерина, селитры, вкусовой добавки "Нейтральная" и прочих не всегда понятных мне даже с моим неплохим пониманием органической химии.

В общем, тут тенденция какая? Народ постепенно стал водочку нахер посылать, как продукт изначально непищевой, а развлекаться выгонкой домашних дистиллятов разнообразного качества, чистоты и вкуса. В результате кривая продаж самогонных аппаратов и домашних ректификационных колонн полезла вверх, а кривая покупки "монопольки" поползла вниз. Сперва незаметно, потом сильнее, потом так, что водочные лоббисты в Госдуме начали поговаривать о борьбе с самогоноварением для личных целей, становящимся все более востребованным хобби среди мужского населения 30+, отличающего, как говорится в шариате, "хорошее от плохого". ;-) Ведь вот ведь, мерзавцы какие! Водку не пьют, алкоголь потребляют домашний, акцизов не платят, так как что сами гонят, то и пьют сами, - никаких товарно денежных отношений. Беда! ;-)

Но пока беспокоились водочные лоббисты, - это была еще не беда, а горе. Потому как ну что они сделают без поддержки, да еще в ситуации, когда их коллеги необходимости в такой поддержке не видят? ;-) А вот когда забеспокоились сами производители водки, - тут стало интереснее. Потому что одно дело - бороться с пивняками посредством депутатского лобби, внедрять идиотские законы о рекламе другого алкоголя и распространять через желтые СМИ безумные легенды о пиве, а другое - столкнуться с ситуацией, когда твою продукцию тупо не покупают. Причем не потому, что крепкого не любят. Нет, просто потому, что внезапно начали понимать смешную истину: водка не вкусная. Она местами полезна (греет, хорошая основа для домашних настоек, незаменимый компонент компрессов), но вот ни разу, - как бы апологеты "национального русского спиртного" это нам ни внушали, - не вкусна. Поспорить с товарищем Родионовым (счастья ему!) в этом плане не может ни один нормальный человек (и даже ненормальный, если он перед этим попробовал родионовского полугара и сравнил его с любой водкой по цене ниже 600 рублей за 0,5).

От же ж, понимаешь, масленица! Красные придут, - режут, белые придут, - режут, куда ж податься? С одной стороны подпирает абсолютно неуправляемое крафтовое пивоварение, смело отвоевывающее у водочников позиции, с трудом ими занятые в упорной борьбе с желанием народа пить не крепкое, но вкусное, а с другой - наваливается домашнее самогоноварение, с каждым днем отрывающее все больше потребителей "табуретовки", изготовленной по рецепту, доставшемуся по наследству от ныне покойного наркома Рыкова. Куда ж податься-то? Ни тот, ни другой фланг в нынешней ситуации работой лоббистов не перекрыть, - силы не те! Это ж вам не СССР, тут единой правящей партии, нашего рулевого и кормчего, нету!

И тогда некоторые водочники (наконец! впервые за все время с 1935 года!!!) начали шевелиться сами. И предприняли первые шаги к тому, чтобы хоть как-то отстроиться от основной массы своих коллег, заявить, что производят не просто водку, а водку гастрономическую

Первую такую водку я купил с месяц назад. Это была "Борщевка". Честно покаюсь, что я не успел ее отфотографировать, так что предлагаю вашему вниманию картинку с сайта производителя:




Производитель уверяет, что это - особый продукт, разработчики которого "нейтрализовали традиционную резкость обычной водки и предложили в «Борщёвке» очаровательную мягкость". Также изготовители клянутся, что "Ключевым элементом в производстве являются ароматные спирты, полученные настаиванием овощей и пряностей, традиционных для русской кухни и её кисло-пряного вкусового профиля: капусты, чеснока, лаврового листа, перца. Они настаиваются на смеси чистейшего спирта с артезианской водой от 2 до 30 суток, затем перегоняются на медном аламбике. В итоге получаются ароматнейшие дистилляты". Тем не менее (несмотря на медный аламбик) на этикетке в качестве основной составляющей указан спирт пищевой "Люкс", которым, по большей части, этот напиток и пахнет. Но, давайте будем справедливы и попытку засчитаем. Как минимум, она была. Реальная попытка отстроиться от всего остального пойла, заявив, что "а мы не такие".

image Click to view



Да! Нельзя не упомянуть толстостенную бутылку, в которую упакована эта хмельная жидкость! Полагаю, ее стоимость составляет не менее 60% реальной стоимости продукта. Метким броском такой тяжелой стеклянной тары можно с легкостью пришибить низколетящего мамонта, так что счастье наше, что это, все-таки, премиум-сегмент.
Чтобы меня не заподозрили в антирекламе, не могу не подчеркнуть, что на фоне большинства имеющихся в продаже водок, эта - вполне прилична. Хотя пахнет так же.

Вторым образцом стала водка вологодского, а, точнее, великоустюгского производства - "Морозов. Перегон №1. Водка на рогах". Такая вот:




Обратите внимание на три элемента отстройки бренда от общего потока водки. Во-первых, слово "перегон", как бы прозрачно намекающее нам на то, что это - не ректификат, а дистиллят (что, разумеется, звездежЪ и проовокацiя, ибо основная доля состава продукта приходится на все тот же спирт пищевой "Люкс"). Во-вторых, легенда о том, какое солидное значение имеют при изготовлении напитка панты северных оленей. Признаюсь, что вкус пантов я не различу, даже если мне их принесут на тарелке и заставят пожевать. Так что не в курсе. Может, пантокрин там и правда есть. В-третьих, то, что это export from ded moroz. ;-)




Ну, тут все понятно. Где Великий Устюг, там и Дед Мороз, так что льзя ли не сыграть на известной и раскрученной марке? Интересно только, согласовано ли это с самим дедушкой и с Администрацией области. ;-)
Но самая главная отстройка - на боковой этикетке:




Вот такое вот изображение перегонной системы, вновь как бы намекающее нам, что это не водка, а дистиллят. Если честно, на эту картинку я и купился. :-) И нарвался, обнаружив внутри добротную, но всего лишь водку. Пахнущую все тем же спиртом "Люкс" - чистым и сделанным из пищевого сырья. Не уточняется из какого. Впрочем, в процессе ректификации, если честно, вообще плевать, из чего исходное сырье сделано. Будь оно хоть по рецепту агронома Гладышева, паче чаяния кто помнит такого литературного персонажа.

А третью бутылку из этой коллекции мне подарили. И я не мог не принять ее с восторгом.
Впрочем, все по порядку. Итак, перед нами - "северная выдержанная" водка "Архангельская". ;-)




Тут, заметьте, своя политика и свои отстройки.
Во-первых, это (ну вот ни в одном разе, ага!) не новый бренд. Нет-нет, он выпускается ни много, ни мало, а с 1898 года по распоряжению самого Сергея Юльевича Витте. ;-) Апелляция к истории великолепна. Она играет всегда. Напитки с историей продаются проще.
Тут вспоминается, как Леонид Соловьев писал про вывески в Средней Азии. ;-) Там любая, даже самая новодельная вывеска гласила, что именно вот эта вот чайхана находится тут с энного года. Даже если ее построили месяц назад. ;-)
А во-вторых, обратите внимание на надпись "дополнительно выдерживается в столетних доводных чанах"! ;-) Это, как говорится, отдельный цимес. Сразу, - согласитесь со мной, - вознимают мысли о старых винокурнях, дубовых бочках, благородстве напитка. Еще бы! Он в столетних доводных чанах выдерживался! Весь какой есть в этой водке спирт из пищевого сырья "Люкс" - как есть в них! :-)
Бог весть. Может и есть на том заводе некие столетние чаны, но разводка получилась очень дешевой. Как минимум, для того, кто знает технологию производства водки. :-) Потому что само словосочетание "выдержанная водка" столь же осмысленно, как, например, "пастеризованный виски".

Ну и, наконец, третья отстройка - "особый состав".




К которому относится "мягкая северная вода" и "природные растительные ингредиенты, произрастающие в ОСОБЫХ климатических и биологических условиях региона Соловецких островов и обладающие ПОВЫШЕННОЙ питательной и энергетической ценностью". ;-) Как и в случае с пантокрином, могу сознаться в собственной безграмотности и отсутствии вкуса. Природных, растительных, особых и повышенных не ощутил. Хотя вода в основе, похоже, и правда приемлемая. А! Да! Если что, панты тут в составе тоже есть. В описании состава, в смысле.




А в остальном - водка как водка. И на вкус, и на цвет, и, что характерно, на запах. Приличная среди прочих. Не вкусная.

Бонусом - последний момент: использование в оформлении бутылки графических элементов, наводящих на мысль о дистилляции. То есть дополнительная отстройка точно та же, что и экспонатом выше за счет даже не декларации, а намека.

Ну что, подводим итоги?
Производители водки заметно забеспокоились, что их поджимают со всех сторон. Забеспокоились еще не настолько, чтобы начать совершать какие-то реальные действия по перестройке производства и переходу с выпуска непищевого по сути своей рыковского продукта на старинный русский напиток, освященный традицией, но в достаточно мере, чтобы напрячь маркетологов, рекламщиков и дизайнеров на изготовление новых концептов, каковые помогут еще некоторое время продержаться, пудря мозг не вполне понимающей что к чему публике. А там - либо Мировая революция, либо Земля налетит на земную ось, но что-нибудь точно случится такое, что за базар отвечать будет не надо. ;-)
Тем не менее, это - уже шаг вперед, первая ласточка перемен. Если сдвинулся с места такой вот маленький камушек, значит вскоре "с диким грохотом обвал пойдет по склону" (с). В пивной отрасли мы с вами это уже видели.
Ждем, что случится в водочной.

PS. Данный текст является частным обзором и выражением частного мнения автора, а потому не может рассматриваться как реклама, антиреклама, pr-деятельность и пр. Пойдите к чертовой бабушке, "я только спросил который час" (с) ;-)

#выпить-закусить

Previous post Next post
Up