Кронштадт-Антарктида-Кронштадт

Jul 04, 2024 20:14

Есть в человеческой природе удивительная черта, заставляющая стремиться туда, где еще никто не бывал, за ту самую воображаемую линию на границе неба и земли, что называется горизонтом. И, несмотря на то, что здравый смысл велит оставаться дома, уходить, бросив все, в неведомое. В края, не отмеченные на картах. Именно это и произошло 205 лет назад, 4 июня 1819 года, когда с кронштадтского рейда вышли в плавание два русских шлюпа - «Восток» и «Мирный» под командованием Фаддея Беллингсгаузена и Михаила Лазарева.

Задача перед ними стояла не тривиальная - установить, есть ли земля вблизи Южного полюса и «поверить все неверное в южной половине Великого океана». То есть уточнить имеющиеся карты тех краев и привести их в соответствие с реальностью. Иными словами, экспедиция была важной и нужной, хотя сейчас как-то даже странно представить себе, что всего пару сотен лет назад наша планета оставалась настолько недоисследованной!


(с)

Ломоносов против Кука
Предположения о существовании полярного континента высказывались уже давно, картографы еще в средние века размещали его примерно там, где, собственно и нужно, хотя воочию его берегов никто не видел. Правда, легендарный английский мореплаватель Джеймс Кук до того, как попал под удар копья гавайского аборигена, заявлял, что наличие южного материка сомнительно, а если таковой и найдется, то «в местах, недоступных для плавания». Но у нас его мнению противопоставляли авторитет Ломоносова, утверждавшего, что раз в высоких широтах встречаются айсберги, то должны быть где-то и ледники, от которых они откалываются. А значит, континент есть, и от моря он ледовыми полями хотя бы местами, но не закрыт.

Экспедицию собрали довольно оперативно, - все отлично понимали, что, как только о ней станет известно, другие европейские страны из чистого упрямства постараются составить России конкуренцию, лишь бы не допустить получение ей исследовательского приоритета. Иван Федорович Крузенштерн - инициатор всего этого мероприятия - писал, что «Славу такового предприятия не должны мы допускать отнять другим у нас», потому что, если промедлить, то «она в продолжение краткого времени достанется непременно в удел англичанам или французам». В результате на подготовку потратили всего три с половиной месяца и очень многое сделали на скорую руку, - корабли использовали те, которые были под рукой, да и коллектив ученых отправили, мягко говоря, далеко не полный. Однако успеху экспедиции это не помешало: в середине января 1820-го русские моряки первыми из живущих на этой планете увидели берег ее шестого материка.


(с)

Удачное плавание
По плану «Востоку» и «Мирному» предстояло пересечь все меридианы в как можно более высоких широтах, то есть обойти Антарктиду кругом, что и было сделано в течение года. В непосредственной видимости от ее берегов они оказывались добрый десяток раз, успев нанести на карту и зарисовать 28 приметных береговых объектов, - что характерно, впоследствии этими данными и зарисовками при составлении лоций пользовались более века. А еще за время плавания было открыто 29 островов, получивших русские имена. 24 июля 1821 года оба корабля благополучно вернулись в Кронштадт.

И вот ведь что интересно: впоследствии оказалось, что адмирал Крузенштерн был прав! Нужно было торопиться с отправкой экспедиции, даже необходимо. Потому что впоследствии сам факт открытия Антарктиды русскими вызвал такую невероятную ревность со стороны западных держав, что вопрос о приоритете превратился из исторического в политический. Особенно в этом отношении стараются американцы и англичане: имени Михаила Лазарева они не произносят вовсе, а Беллингсгаузена упоминают лишь вскользь, заявляя, что шестой континент открыли одновременно трое путешественников - англосаксы Брансфилд, Палмер и этот… как его… русский. И такая версия встречается в западной литературе все чаще.

#история

Previous post Next post
Up