Aug 27, 2007 14:05
Сериал «Есенин» я ждал со смешанным чувством. С одной стороны было трудно ждать чего-либо хорошего. Заранее можно было предсказать, что авторы сделают упор на «антисоветскость», на версию убийства Есенина и противопоставление Есенина большевикам. Но ждал хотя бы элементарного соблюдения исторических реалий, хотя бы внешнего следования общеизвестным фактам биографии, пусть и с известной долей художественного вымысла, если он, конечно, явно не противоречит действительности.
Было интересно посмотреть на игру безусловно талантливого Сергея Безрукого в роли Есенина. Роман отца актера, Виталия Безрукова, по которому и снимался фильм, я не читал, и, думаю, после просмотра сериала, не возьму даже в руки. Ибо речь пойдет о вопиющей некомпетентности, злостном перевирании элементарных исторических фактов, настолько элементарных, что проверка их не составит никакого труда и для школьника (например, даты написания некоторых стихотворений).
Сериал начинается с первой встречи Есенина и Блока, на которой Есенин читает свои стихи. По некоторым данным (например, дневниковая запись Блока) чтение это произошло в 1915 году. Тогда совершенно непонятно, каким образом Есенин мог «напевать» Блоку свое стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных...», написанное в 1916 году.
Эпизод с приглашением Есенина во дворец к императрице выдуман лишь наполовину. Есенин читал свои стихи на концерте в лазарете для раненых, на котором, действительно, присутствовала императрица с дочерьми. Она пожаловала поэту часы, но он их так и не получил, и, следовательно, их не крали цыгане из последующих серий. И уж писать стихи в благодарность императрице он, конечно, и не пытался.
Безруковский Есенин встречает в поезде большевистскую агитацию этаким восторженным дурачком. Можно, наверное, поверить в это, если не вспомнить, что во время работы Есенина в типографии Сытина (1913 год) он занимался распространением большевистской литературы и был взят под наблюдение царской охранкой.
Но заканчивается дореволюционный период, мы переносимся в 20-е годы, в кафе «Домино», и вдруг происходит очень странная история. Как утверждают титры, события в нем происходили в 1921 году. Однако следователь из 1985 года, который пытается узнать «правду» о смерти Есенина, узнает, что первое дело, заведенное на Есенина после драки в этом кафе, датируется 1920-м годом. Бедный зритель так и не может понять, в каком году происходит действо и почему на Есенина завели уголовное дело на год раньше, чем он совершил преступление.
Итак, сидя в кафе «Домино» (вообще-то, имажинисты уже тогда тусовались в «Стойле Пегаса», ну да ладно) в 1920-21 году, Есенин разговаривает со своей сестрой и предлагает ей деньги, спрашивая сколько стоят ботинки на фабрике «Скороход». Сестра Катя отвечает, что самые дешевые - 20 рублей. Создателям сериала стоило бы немного побольше узнать о ценах в 1921 году, ибо в то время инфляция достигла небывалого размаха: пуд ржаной муки стоил 140 тысяч рублей, картошки-20 600 рублей. Чтобы проехать в Москве на трамвае от остановки до остановки, приходилось платить 500 рублей, две остановки - 900 рублей. Номер газеты «Правда» стоил ни много ни мало - 2500 рублей. Конечно, 20 или даже 20 000 рублей обувь стоить не могла.
Сериальный Есенин жалуется, что из его книги вычеркнули слова «бог», что при большевиках его книги подверглись цензуре, «сломали рифму». Может быть, стоит все-таки напомнить зрителю о богохульных надписях, сделанных Есениным на стенах Страстного монастыря в эти годы? Или о строчках из есенинской «Инонии» (1918 г.):
Протянусь до незримого города,
Млечный прокушу покров,
Даже богу я выщиплю бороду
Оскалом своих зубов.
Конечно, такие строки не вымарала бы царская цензура, нет, нет...
После драки в кафе «Домино», вызванной скандальным чтением некоторых нецензурных мест «Сорокоуста», с таким смаком озвученных Безруковым, сериального Есенина доставляют в ужасные подвалы ВЧК. Где его, конечно, ждет страшный чекист, выписанный такими лубочными красками, что он вполне может конкурировать с лучшими образцами чекистов из американских фильмов. Палач злобно допрашивает Есенина, обвиняя его в нарушении каких-то там статей Уголовного кодекса. Виталию Безрукову или автору сценария Валуцкому невдомек, конечно, что УК РСФСР вошел в силу 1 июня 1922 г., а в 1920, равно в 21-ом году, его просто не существовало в природе. Это раньше, в клятое советское время, при съемках исторического фильма было необходимо привлечение специалиста-консультанта. Теперь этого не нужно: побыстрее, посмешнее, пипл сожрет и не подавится. Впрочем, для выяснения факта наличия УК в 1921 году не требуется консультанта, достаточно просто элементарной исторической грамотности, простейшей проверки фактов, а не высасывание их из пальца.
Но вернемся к нашим героям. Чекист, как и положено чекисту, садист и насильник. И зрителю дается понять, что после того, как он разберется с Есениным, он пойдет насиловать симпатичную эсерку, томящуюся в подвалах ГПУ. Естественно, никаких фактов подобного рода нет ни в письмах, ни в воспоминаниях Есенина. Этот эпизод, впрочем, как и хватание Есенина за волосы и угрозы, выдуман от начала до конца. Художественный вымысел допустим, но только тогда, когда подобная ситуация могла быть. А такого быть не могло по многим причинам: чекист, который в 1920-21 годах изнасиловал бы эсерку, рисковал очень и очень многим. И не только потому, что за фактами такого рода строго следили и расстреливали беспощадно. Дело в том, что многие эсеры присоединились к большевикам и работали в той же ЧК, как, например, Яков Блюмкин, который попозже явится выручать Есенина-Безрукова. Сохранились старые связи, знакомства, и факт изнасилования скрыть бы не удалось, тем более в Москве. С чекистом, пошедшим на это, расправились бы в порядке революционной законности, а если нет - так методы индивидуального террора еще не потеряли своей актуальности, тем более у бывших эсеров.
Едем дальше. Яков Григорьевич Блюмкин, приехавший на помощь Безрукову-Есенину, грозно представился, как член ЦК Коммунистической партии. С таким же успехом он мог отрекомендоваться членом КПСС или КПРФ. В 1920-21 году не было никакой Коммунистической партии, а была РКП(б), и только так необходимо было ее называть. Ошибка усугубляется еще и тем, что членом ЦК (сказали бы еще Политбюро!) РКП(б) Блюмкин не был и, как бывший эсер, не мог им быть по определению.
Для современников он был знаменит в первую очередь как убийца немецкого посланника графа Мирбаха, совершенное с целью сорвать заключение Брестского мира. Задание это он выполнил по поручению эсеровского ЦК, потом скрылся от преследования большевиков, вел работу в пользу большевиков на Украине, в 1919 году явился с повинной и был прощен. Работал в военном секретариате у Троцкого, затем по поручению ОГПУ на разных должностях, в том числе в Закавказье, в Монголии, разведчиком на Ближнем Востоке и в Турции. За контакт с Троцким, после возвращения из Турции, был расстрелян в 1929 году. Говорят, что перед смертью воскликнул: «Да здравствует Троцкий!». Человек, несомненно, смелый, с авантюрной жилкой, но совсем не садист и не наркоман, каким он изображается в фильме. Водил дружбу с Есениным, Маяковским, Джоном Ридом и рядом других деятелей культуры.
В изложении авторов сериала Блюмкин пирует в роскошных номерах «Савоя», безумствует, нюхает кокаин, расстреливает, в общем, живет от оргии до оргии. Надо бы напомнить Безрукову-старшему и Валуцкому, что в эти годы в стране царил чудовищный голод, который затрагивал не только рабочих и крестьян, что от голода погиб ряд видных коммунистических работников и членов их семей. Например у Ионова (шурина самого Зиновьева!), члена Исполкома Совета и первого директора Госиздата, умер в эти годы от голода сын, его первенец. Аскетизм и недоедание царили на верхах руководства РКП(б), был введен партмаксимум, который не превышал зарплаты рабочего. За каждым отходом от принципов «социалистического распределения» жестоко карали. И Блюмкин в эти годы не пировал, а учился в Военной академии РККА. Занятия в Академии были изнуряющими. Учебный день продолжался с девяти утра до десяти вечера: студенты должны были овладеть несколькими восточными языками, приобрести обширные военные, экономические, политические знания.
Впрочем, до этого нашим авторам, конечно, нет никакого дела. Они просто выполнили негласный социальный заказ, установку в очередной раз полить грязью большевиков. Правда, сделали это очень грубо и неумело.
Небрежение к исторических реалиям выражается даже в таких мелочах, как звонок вышеупомянутого чекиста-насильника товарищу Самсонову. Он снимает трубку и ничтоже сумняшеся набирает номер, не подозревая, что в то время не было мини-АТС и надо было вызывать барышню-телефонистку. Для справки: первая АТС в Москве с задействованной емкостью всего на 100 номеров появилась в 1924 году.
Есенин-Безруков, вырвавшись из злобных лап ЧК, идет на встречу к товарищу Троцкому, который посылает его в поездку по России (в сериале, в частности, упомянут Новочеркасск). Поездка эта, по мнению авторов сериала, происходит в 1922 году. Увы, увы, увы, опять жестокая ошибка, причем на 2 года. Поездка эта на самом деле состоялась в начале июля - середине сентября 1920-го года. И она состоялась благодаря помощи друга Мариенгофа по Пензенской гимназии - крупного деятеля Наркомата путей сообщения Григория Романовича Колобова.
Кстати, еще немного об «избиениях Есенина ГПУшниками», словами настоящего Сергея Есенина, «Стансы»:
Я из Москвы надолго убежал:
С милицией я ладить
Не в сноровке,
За всякий мой пивной скандал
Они меня держали
В тигулевке
Благодарю за дружбу граждан сих,
Но очень жестко
Спать там на скамейке
И пьяным голосом
Читать какой-то стих
О клеточной судьбе
Несчастной канарейки.
Мариенгоф в сериале изображен эдаким садистическим поэтом, богохульником, которого толпа забрасывает гнилыми помидорами и прочей гадостью. Давайте будем объективны. Строчки Мариенгофа:
Кровью плюём зазорно
Богу в юродивый взор.
Вот на красном чёрным:
- Массовый террор...
- возможно сегодня для кого-то звучат дико. Однако вспомните стихи того же Блока, написанные после революции 1907 года:
И мы подымем их на вилы,
Мы в петлях раскачнем тела,
Чтоб лопнули на шее жилы,
Чтоб кровь проклятая текла
Или Есенина из той же «Инонии»:
Время мое приспело,
Не страшен мне лязг кнута.
Тело, Христово тело,
Выплевываю изо рта...
Ныне ж бури воловьим голосом
Я кричу, сняв с Христа штаны...
Произвольно вырвав из творчества поэта пару стихов, можно выставить его кем угодно. Мариенгоф, может быть, не был очень хорошим человеком (впрочем, не мне судить), но зачем так односторонне подавать его творчество? У него есть очень неплохие лирические строчки:
...На дне зрачков ритмическая мудрость -
Так якоря лежат
В оглохших водоёмах.
Прохладный чай (и золотой как мы)
Качает в облаках сентябрьское утро.
Дальше, по замыслу авторов сериала, Есенин путешествует в поезде, и в пути узнает о смерти Блока. Камера демонстрирует нам газету за 7-ое августа. Все верно. Блок и в самом деле умер 7-го августа, только не 1922-го, а 1921-го года. Уж стыдно не знать даты жизни и смерти Блока и так лажаться на всю страну! И если хоть немного ознакомиться с биографией Есенина, станет ясно, что узнал он о его смерти не в поезде, а после первого чтения поэмы «Пугачев» в кафе имажинистов «Стойло Пегаса», которое состоялось 7-го августа 1921 года. История не сохранила предложения Мариенгофа устроить вечер памяти «дохлого поэта». Это злостная клевета и выдумка. Впрочем, мертвецы в суд не подают, ведь так?
Точно так же выдуман расстрел крестьян, который Есенин-Безруков видит из вагонного окна. Никаких сведений о том, что Сергей Есенин был свидетелем такого расстрела нет и быть не может, хотя бы потому, что чекисты не идиоты, чтобы тащить приговоренных к железной дороге и расстреливать их среди бела дня на глазах пассажиров поезда.
Мы опять переносимся в Москву, в кафе «Стойло Пегаса», в 1922 год. Мандельштам читает свое стихотворение, и Есенин говорит: «Прекраснее твоих стихов ничего не читал». Видимо, Безруков-старший в паре с Валуцким обладают такими архивными материалами, о которых, кроме них, больше никому не известно, потому что такая оценка Есениным стихов Осипа Мандельштама до этого нигде не фигурировала. Впрочем, можно догадаться об источнике: видимо это палец, из которого высасываются «факты» в угоду конъюнктурным требованиям дня сегодняшнего.
Покрыта мраком и тайна драки Пастернака с Есениным. Некоторые свидетельства на этот счет имеются, но, видимо, драка имело место позже, в 1925 году, и то ли дрался Пастернак, то ли бил Есенина вместе с двумя товарищами, то ли удерживал дерущихся, непонятно.
Вообще с хронологией у авторов совсем, совсем плохо. 1922-ой год в их фильме, становится каким-то резиновым, в него впихивают все, что можно и чего нельзя. Есенин не просто познакомился, а уже сблизился с Дункан в 1921 году (в сериале, он ее увидел в первый раз в 1922-ом)! Неужели это так трудно проверить?!
Никакие ГПУшники не собирались арестовывать Есенина в больнице. Делать им больше нечего, как охотиться за поэтом, в творчестве которого нет ни одной антисоветской строчки, а напротив:
Небо как колокол,
Месяц - язык!
Мать моя - Родина,
Я - большевик!
Напомню, что философа Николая Бердяева, известного своими антисоветскими взглядами, в те годы по постановлению ГПУ выслали за границу, кстати, его делом занимался тот самый Самсонов, выставленный в фильме преследователем поэта. Выслали, но не пытались уничтожить или закатать на Соловки.
Есенин, действительно, лечился сначала в профилактории им. Шумской (для нервнобольных), а затем в Шереметьевской (ныне Институт им. Склифософского) и Кремлевской больницах, но феврале - марте 1924 года, а не в 1922-ом!
Зимой 1922-го года наш сериальный Есенин говорит Зинаиде Райх о «новой поэме». По контексту становится понятно, что речь идет о поэме «Пугачев», которая была прочитана перед широкой публикой в августе 1921-го года. Какая же она новая тогда? Впрочем, это мелочь. Впереди нас ждут более интересные изыскания. Например, разговор с Зиновьевым. Зиновьев спрашивает Есенина, прочитал ли он его статью "Философия эпохи". Есенин как-то выкручивается, но не в этом дело. А в том, что бедный Есенин для того, чтобы прочитать вышеуказанную статью, должен был бы найти машину времени и перенестись в 1 сентября 1925-го года, в то время, когда она и была впервые напечатана в «Правде». Так что на самом деле Есенину надо было очень просто ответить вождю: «Прочитаю, Григорий Евсеевич, обязательно прочитаю! Только вы сначала ее напишите!».
Далее Мейерхольд объясняет Зинаиде Райх, почему он не будет ставить поэму «Пугачев», мол, потому, что в ней есть тонкий намек на антоновское восстание 1920-21 годов. Вот странно, нигде в воспоминаниях современников нет и упоминания об этом, поэма была и напечатана и читана неоднократно, а вот Безруков-старший с Валуцким нашли-таки крамолу! Эх, работать им бы в те годы в ЧК - цены бы не было! Всю контрреволюцию бы на корню задушили!
На самом деле говорить о том, что поэма «Пугачев» имеет в виду антоновское восстание, опираясь на две вырванные из контекста цитатки о «тамбовском фонарщике» и «Москве», ни в коем случае нельзя. Это методы работы Фоменко, Суворовых и прочих Носовских основаны исключительно на желании прогреметь, совершить «открытие», не проведя никакого серьезного исследования, не подкрепив свои выводы никакими фактами или серьезными источниками, за исключением вышеупомянутого пальца.
Потом, в пятой серии, мимоходом упоминается, что вот Мейерхольд будет ставить Маяковского. Общий контекст: Мейерхольд струсил из-за якобы «опасных» мест поэмы «Пугачев» и предпочел ставить «безопасного» Маяковского. Не надо забывать только, что Мейерхольд очень давно работал с Маяковским, например поставил «Мистерию-Буфф» еще в 1918 году. И сколько неприятностей у Мейерхольда будет, когда он попозже захочет поставить «Баню» Маяковского! Интересно то, что Мейерхольда играет его внук, то есть напрямую участвует в очернении образа своего деда, выставлении его трусливым человеком. Что только с людьми не делают деньги!
Начинается пятая серия и вместе с ней очередные ошибки в хронологии, которые, впрочем, уже совсем не удивляют. Стихотворение «Пускай ты выпита другим» написано не в 1922-ом, а в 1923-ем году.
Итак, Есенин сходится с Айседорой Дункан, которая преподает советским детям искусство танца. Ну ладно, неважно, что Дункан к тому времени было 43 года, она была довольно располневшей женщиной с коротко остриженными крашеными волосами. Что Шон Янг, несмотря на все свое обаяние, танцевать не умеет абсолютно. Это, действительно, мелочи, здесь допустим художественный вымысел. Но вот что советских детей 1922-го года могут изображать современные упитанные и розовощекие московские ребятишки, хорошо одетые и ухоженные - это неверно. Страна еще не оправилась от Гражданской, голод, катастрофическая нехватка всего жизненно необходимого, включая простые дрова, а здесь все залито электричеством и такие куколки! Пожалуй, было бы вернее, если бы для съемок пригласили голодных и больных детей из какого-нибудь современного провинциального детского дома. Заодно авторы сериала полюбовались бы на последствия властвования своих хозяев, тех, чьи заказы они выполняют, снимая подобные фильмы.
Дальше разворачивается вообще безумный трэш, начиная от драки в кафе «Стойло Пегаса» и заканчивая совместным избиением Есенина кучей ГПУшников. Ганин был арестован по делу о контрреволюционном заговоре 1 ноября 1924 года, а не в 1922-ом. Кстати, очень веселый он написал манифест, по версии создателей фильма, «пропитанный болью за родную страну». Только почему-то они не процитировали строки из этого замечательного документа. А стоило бы. Чтобы не возникало вопросов о том, за что был арестован и расстрелян Алексей Ганин. Ну вот, маленький отрывочек: «...Достаточно вспомнить те события, от которых все еще не высохла кровь многострадального русского народа, когда по приказу этих сектантов-комиссаров оголтелые, вооруженные с ног до головы, воодушевляемые еврейскими выродками банды латышей...». И дальше в том же духе. Помнится, в 30-х годах в Германии к власти пришли подобные Ганины, сердца которых тоже «болели» за ограбленный Версальским миром немецкий народ. Что из этого вышло, думаю, всем известно.
Избиение Есенина, история с «уткой», подсаженной ему в камеру, выдуманы. Так же, как и выкрики из окна особняка: «Бей большевиков, спасай Россию!». Увы, нет таких фактов, как бы этого не хотелось Безрукову-старшему и его сотоварищам. А выдумывать, когда дело касается исторической личности, лгать и извращать действительность нехорошо.
Почему-то решили авторы сериала заняться демонизацией Льва Троцкого. Чем им не угодил опальный революционер, непонятно, да только вкладывают они ему и его собеседнику Луначарскому в уста то, что никогда они не произносили. Луначарский, разговаривая с Троцким, говорит как бы невзначай: «Как бы он (Есенин) ни поносил нас здесь...». Интересно, на чем основаны эти слова? Могут ли авторы сериала привести в подтверждение хоть одно антисоветское стихотворение Есенина, или статью, или кусочек из переписки, или воспоминания друзей, родных? Нет. А позвольте, зачем тогда приписывать Анатолию Васильевичу слова, которых он никогда не говорил? И Троцкий не решал вопросы такого порядка: выпускать или не выпускать Есенина за границу. Эти вопросы решал Наркомат иностранных дел, к которому в то время Троцкий не имел никакого отношения, и вопросы с НКИД насчет поездки Есенина регулировал Луначарский.
Видимо, в голове у авторов сценария прочно засела схема, почерпнутая у «историков» вроде Радзинского или Волкогонова: с начала правил Ленин (конечно, единолично), потом Троцкий, потом Сталин. В общем, Троцкий в 1922-ом году мог делать все, что хотел. Это не так. Обязанности были довольно четко распределены между членами ЦК РКП(б), между разными наркоматами, а какие-то, важнейшие из них, ставились на голосование. Не мог Троцкий приказывать ГПУшникам - это область Феликса Эдмундовича. Троцкий в то время был Военкомом, Председателем Реввоенсовета и был занят острейшей борьбой с тройкой: Зиновьев-Каменев-Сталин. Какое ему было дело до устраивания ГПУшного давления на Есенина? У авторов сценария прочно засела в голове «теория заговора», страх перед длинной рукой ЧК.
Зато в сериале ясно видно, как они представляют себе воззрения Троцкого. В виде начерченной на снегу примитивной схемки и какого-то бреда, который Военком несет офонаревшему от таких откровений Блюмкину. Лев Троцкий, сыгравший огромную роль в революциях 1905-го, 1917-ых годов, в Гражданской войне, легендарный создатель Красной Армии, автор множества основательных трудов в области политики, культуры, экономики, автор множества блестящих предсказаний о грядущей судьбе СССР (война с Германией, реставрация капитализма) в сериале предстает маньяком, люто ненавидящим Россию и, вообще, не вполне вменяемым человеком.
Дальше Троцкий дает указание Блюмкину освободить Есенина. Простите, но кто такой Блюмкин, чтобы начальник секретного отдела ГПУ Самсонов выполнял его указания? Для этого должны быть доводы пообстоятельнее, чем работа в военном секретариате Троцкого или приказ Военкома.
Даже председатель правительства Владимир Ильич Ленин, который пытался вмешаться в «дело Гумилева» и смягчить участь сына профессора Таганцева, не смог повлиять на решение ЧК. Куда там Троцкому произвольно вмешиваться в работу чекистов в 1922-ом году!
Кстати, еще одна лажа: Самсонов, разговаривая по телефону, называет Блюмкина Яковом Георгиевичем! Хотя он - Яков Григорьевич, как совершенно верно представляется во второй серии. Извините, но не запомнить отчество персонажа из своего фильма - это уже через край!
И Самсонов зловеще говорит своим подручным, что надо было сделать «дело по типу Гумилева». Зритель сразу понимает, что Гумилева загубили именно эти отмороженные товарищи! Только вот незадача: Гумилевым и его друзьями занимались петроградские органы (Агранов, в частности). И к московским чекистам этот процесс никакого отношения не имеет.
Итальянский период пребывания ничем особенным в сериале не засветился. Какие-то детали художественного вымысла мы с вами анализировать не будем, так как они не имеют решающего значения. А вот в эпизоде на пароходе ухо нашего американизированного зрителя с восторгом уловило из уст пьяной Дункан знакомое «Фак ю!». Ведь это так приятно - узнать, что великие тоже такие же люди, как мы, тоже ссорятся, матерятся, напиваются. Как приятно маленькому человечку покопаться в белье великих, в их слабостях и подумать: «Ах, вот они какие! Такие же как я, или даже похуже, просто им повезло с талантом». А если почти весь сериал снять в таком стиле - успех у широких масс гарантирован.
В Америке показаны какие-то дикие эпизоды с подбиранием Есениным жвачки, с каким-то отмороженным таможенником, заставляющим Есенина признаться в том, что он верит в бога. Вообще-то, в действительности, Есенина и Дункан обвинили в намерении ведения коммунистической пропаганды и разрешили въезд только после личного разрешения Президента Соединенных Штатов.
В Америке Есенин-Безруков расстраивается от того, что о нем пишут чушь в газетах и гневно восклицает: «На хрена я сюда ехал?». Единственное, что его волнует, оказывается, это его популярность! В Есенине-Безрукове нет никакой мыслительной деятельности, нет никакого душевного надлома, только пьянки-гулянки, веселье и истерические обиды на большевиков. Его поэтический дар - игрушка, упавшая с неба, слепое везение. За внешней жизнью поэта, светскими сплетнями, за постельными сценами авторы не смогли (да и не хотели) увидеть напряженной жизни израненного сердца, работы ума, огромную жалость и любовь к людям, к животным, к своей стране, ко всему человечеству. Есенин-Безруков мелок и жалок. Бандит Саша Белый - это не поэт Саша Черный и не Андрей Белый. А Сергей Безруков и близко не подобрался к тому, чтобы почувствовать Сергея Есенина.
1923 год, Берлин. Опять звучат слова о Троцком, приписанные Есенину, про Лейбу Бронштейна. Об известии, что Ленин плох, «с мозгами плохо», сериальный Есенин цинично отзывается: «А когда у большевиков было в порядке с мозгами?». То, что это наглая ложь - это и так понятно. Просто очень интересно, как авторы переделывают Есенина «под себя», под свои обывательские, приспособленческие взгляды. Получается, что Есенин говорит так цинично о Ленине, а в стихе «Ответ» называет Ленина - Солнцем или в «Стансах»:
...Что имя Ленина
Шумит, как ветр, по краю,
Давая мыслям ход,
Как мельничным крылам...
Настоящий Есенин сказал о смерти Ленина: «Это то горе, которое не оплакать».
Безруковский Есенин говорит о большевиках, что они безмозглые, а в «Песне о Великом походе»(1924):
Но сильней всего
Те встревожены,
Что ночьми не спят
В куртках кожаных,
Кто за бедный люд
Жить и сгибнуть рад,
Кто не хочет сдать,
Вольный Питер-град.
Из воспоминаний Виктора Мануйлова о Сергее Есенине: «Раз уже совершенно пьяный встретился он мне на улице. Взял за руку и стал доказывать, что его никто не понимает. Стал говорить, что он самый первый в России большевик».
Сериальный Есенин орет: «Я вам не попутчик!». А открываем томик Есенина и там: «Теперь в Советской стороне//Я самый яростный попутчик».
Есенин не Евтушенко и не Вознесенский, которые писали в зависимости от конъюнктуры дня сегодняшнего. Он предельно искренен в своих стихах. В своей коротенькой автобиографии он сам указывает: «Что касается остальных автобиографических сведений - они в моих стихах». И на них надо в первую очередь опираться в создании его образа, а не лепить из сплетен и вымыслов удобную для себя фигуру меленького, насквозь фальшивого поэтишки, безбожно перевирая исторические факты, письма, даты.
Дальше - больше. Бредни про пение Есениным песни антоновцев. Есенин-Безруков совершенно отвратительно спрашивает у своего отражения в зеркале: «Не надоело по заграницам?» - и отвечает писклявым голосом: «Не надоело!». Какая ложь! Его письма домой, к друзьям, к родным пропитаны тоской по Родине, по России, отвращением к капиталистическому, прогнившему Западу. Вот отрывки из заграничной переписки Есенина. Из письма Есенина (1922 год): «Только за границей я понял совершенно ясно, как велика заслуга русской революции, спасшей мир от безнадежного мещанства». А вот из письма 1923-го года: «...я еще больше влюбился в коммунистическое строительство. Пусть я и не близок коммунистам как романтик в моих поэмах, - я близок им умом и надеюсь, что буду, быть может, близок и в своем творчестве». Из письма Есенина Мариенгофу: «...Милый мой, самый близкий, родной и хороший, так хочется мне отсюда, из этой кошмарной Европы, обратно в Россию, к прежнему молодому нашему хулиганству и всему нашему задору. Здесь такая тоска, такая бездарнейшая "северянинщина" жизни, что просто хочется послать это все к энтой матери».
Не будем заострять внимание на всей этой мистике с Черным Человеком и на встрече с Горьким, которая переврана, а вот на сцене с официантами надо остановиться. Авторы ловко обошли истинное содержание этого эпизода, довольно интересно характеризующего настоящего Есенина. А дело было так: в ресторане какие-то официанты, бывшие белые офицеры, стали упрекать Есенина в его сотрудничестве с большевиками (а не оскорблять Дункан), на что он ответил: «Обслуживайте молча» (за точность не ручаюсь). Из-за чего и разгорелся скандал.
Следующая за этим полупостельная сцена с переводчицей весьма примечательна. По мнению авторов сериала, Есенин с женщиной вел себя так: похотливо прыгал вокруг нее, похабно извивался телом, дышал, как кобель, разговаривал голосом капризного ребенка. Интересная точка зрения, которая несомненно раскрывает перед изумленным зрителем тайну привлекательности Есенина.
Следующие открытия вообще повергают в шок. Оказывается, в поэме «Страна негодяев» под Чекистовым Есенин имел в виду Троцкого, а под Номахом - себя! Только доказательства, вроде «блондин, 28 лет» или еврейское происхождение персонажа, ничего не значат. Ибо никаких фактов нет. А теории можно развести любые. Например, у Номаха «созревает мысль о российском перевороте»: вывод - Есенин мечтал свергнуть власть Советов, так что ли? А как же: «Россия, вот это глыба!//Лишь бы только Советская власть!»
А все остальное его творчество и переписка и документально подтвержденные высказывания - это маскировка? Чекистов - Троцкий? Но простите, разве мало было других большевиков еврейского происхождения? Кстати, персонаж поэмы Чекистов родился в Могилеве и приехал в Россию из Веймара, а Троцкий родился в Яновке и приехал из Канады. И Чекистов, несмотря на свои «злые» слова, в глазах Есенина - не отрицательный персонаж. Правда, чтобы это понять, надо немного лучше изучить творчество Есенина, его жизнь, а не прыгать по верхам, вырывая с кровью цитатки, придумывая «факты» и выдвигая несостоятельные теории.
По мнению авторов сериала, особый колорит образу великого русского поэта придает сцена, в которой Есенин-Безруков, «передразнивая Троцкого», говорит с еврейским акцентом, изображая губами («Американский пирог» по-нашему!), некоторые особенности физиологического отправления человеческого организма.
Пришла пора возвращения в Москву, которое произошло в августе 1923-го года. На платформе дежурит бессменный чекист, зловеще держащий руку на верном нагане. Безруковский Есенин опять весело шутит на еврейскую тему: «Деньги не у Мани, а у Мони». Непонятно, то ли авторы хотят нарочно очернить образ поэта, то ли, что более вероятно, сыграть на модной нынче «патриотическо-антисемитской» дудочке. Это более, чем интересно, учитывая, что одним из продюсеров проекта является Константин Эрнст.
Разрыв с Дункан тоже омрачен очередными хронологическими багами. Не могла она читать «Эх вы, сани, сани! Конь ты мой буланый!», ибо написано это стихотворение в октябре 1925-го, а никак не в 1923-ем.
Пребывание поэта в родном селе Константинове является простым переложением поэмы Есенина «Анна Снегина» и стихотворения «Возвращение на Родину». То есть художественный вымысел толкуется буквально, причем так, как хочется авторам. Перевираются слова Есенина, например, на вопрос: «Ты не коммунист?», - сериальный Есенин отвечает: «Нет, слава Богу!». В стихотворении же сказано просто «Нет!..». Все-таки разница довольно значительная. Кстати, в 1923-ем поэт в Константинове, по-моему, не был.
И если взялись буквально трактовать эти произведения Есенина, давайте будем последовательны. Где «на стенке календарный Ленин»? Где молодые комсомольцы поющие агитки Демьяна Бедного? Где рассказ красноармейца о штурме Перекопа?
В «Анне Снегиной» вообще не идет речь о родной деревеньке Есенина, ну ладно, тогда где:
Скажи,
Кто такое Ленин?»
Я тихо ответил:
«Он - вы».