Поездка 2022 года была затеяна с целью хотя бы на пару недель прекратить бесконечный думскроллинг и не дать кукухе окончательно съехать. Не могу сказать, что цель была хотя бы в какой-то части достигнута, но эта пара недель, надо признать, оказалась единственным светлым пятном в том году. В силу полного отсутствия подготовки поездка вышла крайне поверхностной и косячной. Волей или неволей, нами было пропущено очень много действительно важного и, наоборот, посещено много всего неважного. Видимо, придётся когда-то этот маршрут повторить, но без вот этой вот всей малополезной мишуры, больше ориентированной на движуху для детей, а не на познавательный туризм, как это у нас с Алёной обычно принято.
Если кратко, то за 16 летних дней мы скрутили этакую длинную петельку по Вологодской и Архангельской областям с заездом в самом финале в Карелию. Конечной точкой путешествия планировалась вотчина Деда Мороза в Великом Устюге. Начали мы с Алёнкиных родственников в глухом вологодском медвежьем углу среди бескрайних болот (Вепсское национальное сельское поселение Бабаевского района), продолжили шоколадной фабрикой "АтАг" и вологодским динопарком, вдоль Сухоны доехали до Тотьмы и Великого Устюга. Вотчина Деда Мороза, вопреки первоначальным планам, самой дальней точкой поездки не стала, потому что после Устюга мы сделали внеплановый крючок в сторону Котласа, Коряжмы и Сольвычегодска. Возвращаться обратно тем же путём мы не стали: вдоль Северной Двины добрались до трассы "Холмогоры", через Шенкурск, Няндому и Каргополь приехали на Онего, а оттуда перебазировались на любимую Ладогу, где и провели последние пару дней поездки.
Долго думал над заголовком поездки, и остановил свой выбор на ёмком "Юг Севера". Это словосочетание я подсмотрел где-то на билборде в районе Котласа, и оно очень хорошо описывает увиденное: (бес)крайний юг Русского Севера без суровых северных морей, арктической тундры и гор, но зато с широкими северными реками, кедрами, лиственницами, северной архитектурой... и всё это на тридцатиградусной жаре, от которой плавится асфальт.
Стартовали мы из Питера в субботу, 30 июля, часов в 11. Алёнкины родственники ждали нас в Мамаево (60.124675, 36.167478) только ближе к ночи, большая часть сегодняшнего маршрута пролегала по малознакомой для нас вологодской трассе, поэтому ехали мы неспешно. Часа через четыре мы остановились для разминки в селе Сомино (59.346404, 34.862201).
Нынешнее название села, известного с XII века, связывают с посещением в 1712 году этих мест самим Петром Великим: царь, якобы, выловил в местной речке здоровенного йазя!!! йаааазяяяя, ребята!!! сома и воскликнул "Ну и сомина!". Местные жители чтут память ПетрЛексеича и даже зовут своё село "малым Петербургом", потому что на колокольне их церкви, как и на Петропавловке в Петербурге, красуется шпиль с ангелом. Расцвет села пришёлся на XIX век, когда через него прошли две важные транспортные артерии - Ярославский тракт и задуманная ещё Петром Тихвинская водная система, которая стала самым коротким путём между Ладогой и Волгой. В Сомино был построен один из шлюзов этой системы, №4, Вологодский, при шлюзе работала пристань, где осуществлялась перегрузка товаров с лодок на подводы и наоборот. Численность населения на пике достигала полутора тысяч человек, и работы на пристани хватало всем: кто-то грузил товары, кто-то строил и сбывал купцам знаменитые на весь северо-запад лодки-"соминки", кто-то всем этим руководил и подсчитывал барыши. Барыши, как вы понимаете, подсчитывали местные купцы, быстро разбогатевшие благодаря выгодному расположению села и бесконечному потоку разнообразных грузов. И эти же купцы собственными руками, по сути, всё здесь и угробили, пролоббировав странную во всех смыслах идею НЕ строить железную дорогу СПб-Вологда через Сомино. Они почему-то решили, что железная дорога их разорит, но разорило их как раз именно то, что железная дорога прошла мимо села. Тихвинская водная система была закрыта и заброшена, село осталось на периферии новых торговых путей и прежняя движуха ушла отсюда навсегда, оставив после себя могилы именитых соминских купцов, богатую красивую церковь да руины шлюза на Соминке.
Сейчас Сомино (ударение, кстати, по второе "о", забыл вам это с самого начала сказать!) - это достаточно крупное по нашим ленобластным меркам село, в котором живёт две с половиной сотни человек. Живое, чистое и уютное - особенно на фоне любимой, но умирающей на глазах Псковщины. Раз в год, в июле, в Сомино проходит Петровская ярмарка, собирающая до нескольких тысяч гостей. В селе стоит церковь (Петропавловская, разумеется - а какая ещё церковь может быть в "малом Петербурге"?!?) и памятник Петру I (59.344558, 34.865999). На руинах Вологодского шлюза (59.342902, 34.863245) организован пешеходный мостик, быки плотины раскрашены в триколор, рядом растёт кованное "дерево любви" и обустроена купальня с крестом. Открыт музей русской резьбы (59.344338, 34.868937). Есть даже почти своя собственная усадьба (59.343727, 34.869087), перевезённая, правда, из соседней деревни Бережок :) Если не ходить в церковь и в музей, то прогулка по селу займёт не более получаса.
Плотина Вологодского шлюза в Сомино.
Весёленький такой триколорчик, точно не портящий вид.
У штурвала можно почувствовать себя капитаном... шлюза, видимо ;)
Дерево любви. Соминские молодожёны, буде они появятся в этих краях, имеют возможность повесить свой замочек красиво :)
Купальня и крест. Думаю, тут на Крещение освящают купель и макаются в неё ;)
Крест и Соминка.
Петропавловская церковь (1834-41 гг.) в Сомино.
Церковь стоит на невысоком холме у бывшего Ярославского тракта. На шпиле колокольни - ангел, восстановленный в 2007 году.
Вокруг церкви - кладбище Соминского погоста со старинными надгробиями.
Памятник Петру I (2012 г.).
Домик блаженной Марии. Церковь была вновь открыта после войны, и в ней более 30 лет прослужила алтарницей блаженная Мария Орехова, всё это время жившая вот в этом вот старом курятнике.
Это отдельная интересная история. Старинный амбар врёмён расцвета соминской торговли.
Дома вдоль главной улицы села.
Полузаброшенный усадебный дом (XIX в.), принадлежавший помещику Савиничу и перевезённый в Сомино из деревни Бережок.
Башенка!
Ещё один амбар, рядом с усадьбой.
Пока дети писают в кустиках рядом с главной улицей села, я усиленно делаю вид, что страшно заинтересован местной флорой. Это вот пижма.
А это мыльнянка, которая, нужно признать, крайне приятно пахнет. Рекомендую!
Несколько старых фотографий Сомино + более подробный рассказ от местных журналистов Второй остановкой по дороге в вологодскую глушь, уже на административной территории этой самой "вологодской глуши", стал посёлок Чагода (59.166615, 35.327913), через который мы решили немного срезать путь до Бабаево. И не прогадали, потому что Чагода оказалась очень колоритным местом, и колорит этот действительно стоит увидеть, пока тут ещё есть на что смотреть...
Под миленьким названием "Белый Бычек" (именно так, через "е") посёлок был основан в 1926 году одновременно со строительством Чагодощенского стекольного завода. И механизированный завод по производству оконного стекла, и рабочий посёлок в неожиданном для такой глуши конструктивистском стиле при этом заводе проектировались и строились под руководством известного ленинградского архитектора Ноя Абрамовича Троцкого (среди его ленинградских проектов - знаковые Дом Советов, Большой Дом на Литейном, Кировский райсовет, ДК им.Кирова, Мясокомбинат им.Кирова и т.д.). Но если в Ленинграде Троцкий творил из кирпича и гранита, то в Чагоде, стоящей посреди лесов, его постройки обрели совершенно уникальное звучание... Квартал деревянных (!) конструктивистских жилых домов, построенных Троцким, стоит напротив стекольного завода и по сей день. Жизнь теплится лишь в нескольких из них. Дома, к сожалению, практически полностью заброшены, отвандалены и в своём нынешнем состоянии больше напоминают классические совковые бараки :( Часовой прогулки будет более чем достаточно, если не ходить в поселковый музей, к моменту нашего приезда уже успешно закрытый, и не пытаться залезть в одну из многочисленных местных заброх.
Про попытку популяризации и сохранения от сноса жилмассива Чагодощенского стекольного завода Церковный комплекс в Чагоде - колокольня, церковь Ефросина Синозерского (2012 г., побольше размером, в центре) и Казанская часовня (думается мне, нач. XX века, справа), перевезённая сюда из дер.Олисово в 1996 г.
Чагода - внезапно - родина серых щей. Гастротуризм - это прекрасный способ хотя бы на время фестиваля оживить посёлок. Но всё равно внезапно :)
Типовое сердечко. Без него теперь городская площадь и за площадь-то не считается.
Ну и вечерний жилмассив Чагодощенского стекольного завода (1920-30-е гг.)...
Это дом-коммуна.
Самый, пожалуй, интересный с точки зрения архитектуры местный домик.
А вот такими домами застроена большая часть остального жилмассива. Табличка о расселении прилагается :(
На лестнице.
Столетний деревянный городок умирает, но не сдаётся...
Часов в шесть вечера алёнкины родственники начали нас разыскивать и интересоваться, какого такого рожна мы делаем в этой богом забытой Чагоде вместо того, чтобы пить с ними чай в Мамаево. Пришлось спешно свернуть прогулку по посёлку и выкатиться в сторону Бабаево и Борисово-Судского :) Дорога от Чагоды до Бабаево - примерно 50/50 грунт/асфальт. В мокрую погоду там, наверно, всё очень и очень печально, но мы ехали посуху и проскочили всё это великолепие примерно за час с небольшим. Бабаево (59.166615, 35.327913) мы вполне осознанно махнули по объездной, и, мне кажется, ничего особо от этого не потеряли. Дорога от Бабаево до Борисово-Судского (59.166615, 35.327913) - преимущественно старый и усталый асфальт в разнокалиберных ямах и трещинах, но есть и нормальный кусок, где можно ехать и ничего не бояться. От Борисово-Судского до Тимошино (60.102681, 36.189694), столицы Вепсского национального сельского поселения - очень средненький пыльный грунт с ямами.
Дети, что странно, всю дорогу были пупсиками и тихо-мирно скучали на заднем сидении, периодически проваливаясь в сон и стараясь не действовать родителям на нервы, которых к Тимошину уже почти не осталось. В Мамаево (60.124675, 36.167478) мы приехали часам к девяти вечера, покрытые пылью по самые уши. Быстренько перезнакомились с родственниками, поужинали, полчасика погуляли по деревне - и завалились спать. Завтра нас ждали сутки суровой вологодской генеалогии с посещением окрестных деревень, кладбищ и церковных руин, знакомых Алёне по метрикам и ревизским сказкам. В алёночную генеалогию по материнской линии я вас особо глубоко макать не буду, вы ж мне ничего плохого не сделали, а вот окрестности Тимошино и Борисово-Судского покажу во всей красе, хотя и не слишком подробно :)