Псковщина: Вязье и Болчино (январь 2021)

Sep 07, 2022 23:57



Севернее Княжьих Горок, ниже впадения Судомы в Шелонь, находится крупное село Вязье, в центре которого доживает свои дни большой сельскохозяйственный комплекс, возведённый на рубеже XIX и XX веков в одноименной усадьбе Николая Владимировича Спиридонова.


Николай Спиридонов известен петербуржцам прежде всего как владелец симпатичного особнячка на Фурштатской, где сейчас размещается "Дом малютки", рядом со вторым ЗАГСом. Москвичам он вспомнится при упоминании особняка в Малом Гнездниковском переулке, ныне - модном арт-центре. Николай Владимирович родился в 1851 году в семье военного, выучился на военного юриста, но карьеру свою предпочёл выстраивать не на фронтах, а в глубоком тылу, поближе к большим государственным деньгам, государственным наградам и большому начальству. Он служил в Главном военно-ссудном управлении, Канцелярии статс-секретаря (где выгодно женился на Марии Вилинбаховой, дочке своего непосредственного руководителя Афанасия Вилинбахова), Министерстве земледелия, был Председателем совета попечителей детских приютов Петербурга и т.д. Карьера его была стремительной и крайне успешной: за 24 года службы он достиг чина действительного статского советника, дающего право на потомственное дворянство, получил с десяток орденов и, разумеется, заработал неплохой капитал. Капитал был вложен не только в статусную столичную (и несколько менее статусную московскую) недвижимость, но и в покупку усадьбы Вязье у её предыдущего владельца, Эммануила Соломирского, порядком к тому времени поиздержавшегося и вынужденного заложить имение в банк. Спасли ли Соломирского от долгов вырученные за Вязье 100 с лишним тысяч рублей, история умалчивает...

В Вязье с приходом нового хозяина в 1896 году началась новая жизнь. Спиридонов решил создать на базе усадьбы свою маленькую молочную империю: отстроил коровники и разнообразные подсобные помещения, закупил под две сотни молочных коровок ярославской породы, и основал молочную школу. Не без желания использовать бесплатный труд учеников в своей маленькой молочной империи и не без желания получать ежегодные дотации на содержание школы, разумеется - ибо Николай Владимирович был в этом смысле человеком с министерскими связями и более чем прошаренным. "Вязьевская школа скотоводства, сыроварения и маслоделия" на базе усадебного молочного завода открылась в том же 1896 году и с лёгкостью получила вожделенное государственное финансирование, так как хозяин вложился в оборудование своего завода на полную катушку: там были даже паровая машина для приведения в действие сепараторов и маслобоек, собственная водокачка и водопровод. Этой же водой из скважины - холодненькой - по передовой технологии охлаждалось на заводе молоко. Под сыроварню был выделен обширный подвал молокозавода, там сыры готовились и потом выдерживались в условиях, близких к идеальным. В школе на полном государственном обеспечении обучали детей любых сословий - достигших 17-летия, умеющих читать и писать, и одновременно достаточно крепких для того, чтобы выполнять тяжёлую физическую работу (не все сепараторы работали от паровой машины, были и ручные). Помимо общеобразовательных дисциплин - Закона Божия, хорового пения, арифметики, чистописания, счетоводства и т.д. учеников обучали уходу за скотом и современным технологиям переработки и хранения молока, производства масла (нормандского, парижского, сладко-солёного, сывороточного, голштинского) и твёрдого "швейцарского" сыра. После двухлетнего обучения ученики держали экзамен, а сдав его, получали свидетельство об окончании с правом работы по специальности и с правом отсрочки от воинской службы. После трёх лет успешной работы бывший ученик мог получить звание мастера маслоделия и сыроварения. В 1900-м году в Вязье была открыта и вторая школа, низшая (начальная), где крестьянских детей, помимо грамоты, учили основам земледелия и огородничества, борьбе с вредителями, скотоводству и скотоврачеванию и т.д. Обучение в этой школе было платным (5 рублей в месяц при своём питании и при своей одежде), но и тут Николай Владимирович своего не упускал: бесплатный труд учеников успешно использовался на кирпичном и плиточном производствах, на молотилке, зерносушилке и паровой машине. Так как эта школа была преимущественно коммерческой, то и земских денег на неё выделялось мало. Лишь некоторые из учеников получали стипендии, на приемлемый уровень окупаемости школа так и не вышла. Спиридонов, получив за попечительство над этой школой очередной чин и так ни разу и не получив необходимых и достаточных для содержания школы государственных денег, быстро охладел к этому проекту и закрыл школу уже в 1907-м.

После революции усадьба вместе со всем богатым приусадебным хозяйством была национализирована. Хозяин, предположительно, умер ещё в 1914-м, жена его умерла в Петрограде в тюрьме в 1919-м, судьба детей неизвестна. Понятно, что сыроварение и маслоделие в те лихие годы никого особо не интересовали, и школа естественным образом растворилась в истории. Исчез и усадебный дом, выстроенный посреди роскошного парка, разбитого ещё предыдущими владельцами усадьбы. На остатках былого богатства возник совхоз, в котором до ВОВ разводили свиней, а позднее вернулись к разведению племенного молочного скота. Вроде и сейчас в Вязье существует нечто молочно-племенное, но только уже где-то не в исторических спиридоновских зданиях, которые уже много лет стоят без крыш и перекрытий, ветшают и разрушаются.

Приехать в Вязье и не посмотреть на погост Болчино было бы странно. С него мы, собственно, и начали прогулку по местным достопримечательностям. Современная каменная Троицкая церковь была построена в 1828 году на средства помещика Павла Чихачёва, в те годы - владельца усадьбы в Вязье. Церковь действующая, поддерживается силами небольшой деревенской общины, несколько раз в год сюда приезжает священник. Попасть даже на церковную территорию у нас не получилось, всё было наглухо закрыто. Рядом, на сельском кладбище, находится кирпичная часовенка 1902 года постройки.

Едем из Княжьих Горок в сторону Вязье. В Большой Храпи слева от дороги стоит маленькая кирпичная часовенка.






В основании - валуны.


Будем следовать историческому ходу событий: перед прогулкой по Вязье мы заезжали на погост Болчино (ударение на последний слог).


Свято-Троицкая церковь (1828 г.) на погосте Болчино.


Монументального вида ограда.


Кладбищенская часовня в Болчино (1902 г.).




Каменный крест.


Деревянная дверь, которой 120 лет.


Интерьер часовни.


Ну и вернёмся, наконец, на левый берег Шелони, и пойдёмте гулять по Вязье.

Племхозяйство в Вязье ещё какие-то 15 лет назад явно знавало лучшие времена. Стабильность 2010-20-х годов - она такая, да!..


Контора (1902 г.). Также известна как "дом управляющего", что не является ошибкой. Управляющий усадьбой здесь и жил, и работал.


Вязьевская школа скотоводства, сыроварения и маслоделия (1896 г.). А вот так она выглядела сто с небольшим лет назад.


Главный корпус, в котором размещался молокозавод и сыроваренный подвал.


Окна-двери заложены, что даёт некоторую надежду...


Самая монументальная постройка усадьбы Спиридонова, активно использовавшаяся по назначению до конца 2010-х годов - зернохранилище (1910 г.).


Во-первых, это красиво :)


Во-вторых, ныне оно заброшено :(


Вентиляция.


Дверь, в которую могли свободно заезжать подводы с зерном.


Интерьер. Мы с Алёной уже два года планируем приехать сюда и учинить залаз, но пока что-то не складывается :(


Жилой дом (1893 г.). Изначально на первом этаже были учебные классы и столовая, на втором - квартиры учителей и директора школы, но позднее дом приспособили под жильё для работников молокозавода.


Резное крыльцо.


Вход в подвал.


Внутри - дестрой :(




Кованые ворота парка. Вроде бы, не родные. Когда-то там, в парке, стоял усадебный дом Спиридонова, похожий на замок, но до наших времён от него не осталось и следа: то ли революция, то ли война. Сейчас уже и не разберешь, что страшнее...


Ограда парка.


Фонтан (1890-е гг.), который располагался напротив усадебного дома. Был украшен скульптурной композицией, струя била высоко вверх. Состояние на январь 2021 года - на фото, а вот по состоянию на лето 2022 года чаша фонтана уже восстановлена, и даже вода подаётся.

Россия, Псковская область, фото

Previous post Next post
Up