Псковщина: Княжьи Горки (январь 2021)

Aug 20, 2022 22:40



Усадьба Княжьи Горки, что находится неподалёку от современного пгт Дедовичи, появилась в конце XVIII века. Княжьими Горки стали благодаря их первым владельцам - князьям Мещёрским. Мещёрские столетиями исправно служили московским князьям и царям, за что были неоднократно пожалованы богатыми землями в захваченной вместе с Великим Новгородом Шелонской пятине. Одна из многочисленных веток далёких потомков знатного крымско-татарского рода, обрусевшего за 300 с лишним лет чуть меньше, чем полностью, в конце XV века переселилась на Новгородчину и начала осваивать свои новые владения. В конце XVIII века они построили в лучшем из своих новгородских имений каменный дом, а севернее дома выкопали пруд и начали обустройство парка на высокой террасе речки Судомы.


В XIX веке Княжьи Горки несколько раз меняли владельцев, но не меняли своего названия. Ещё в 1798 году Мещёрские продали Княжьи Горки Артамону Осиповичу Кожину, и следующие восемьдесят лет усадьба с окрестными землями принадлежала Кожиным и породнившимся с ними Новосильцевым. Внучка Артамона Кожина, Мария Новосильцева, отправляясь на русско-турецкую войну сестрой милосердия, нуждаясь в деньгах, и, видимо, не слишком рассчитывая с войны вернуться (спойлер: вернулась и прожила ещё много лет), в 1878 году продаёт усадьбу. В 1879 году через третьи руки усадьба в последний раз сменила хозяина и осела во владении у самых известных местных помещиков - Строгановых, владельцев недалёкого Волышово. Ответ на вопрос, зачем Строгановым две усадьбы рядом друг с другом прост: Сергей Александрович, готовясь вступить в наследство, во исполнение царского указа должен был получить Волышово в нераздельное владение. И они со старшей сестрой, Марией Александровной, договорились, что он попросту купит для неё другую усадьбу неподалёку. Брат и сестра были очень дружны, неподдельно любили друг друга, и вот в 1879 году им подвернулся хороший вариант с Княжьими Горками! Мария, не будучи стеснённой в средствах и при полной поддержке со стороны брата, развернула тут бурное строительство. Во вкусе всему семейству Строгановых отказать было нельзя: посреди парка на месте старого усадебного дома появился краснокирпичный замок в английском стиле, один из самых красивых усадебных домов на Псковщине! По легенде, проект был разработан кем-то из топовых иностранных архитекторов последней четверти XIX века, а реализован кем-то из ничуть не менее топовых российских инженеров, но история, к сожалению, не сохранила для нас их имён. Парк из регулярного (и к тому времени изрядно запущенного) был бережно переразбит в более уместный для "английского замка" и более модный пейзажный парк - с сохранением столетнего пруда, части дорожек, кургана, насыпной горки и примыкающего к усадебному дому кусочка регулярного парка. Фрагмент регулярного парка с дубами, помнившими последних Мещёрских, был сохранён для того, чтобы не вмешиваться в композицию, главной доминантой которой была старая Ильинская церковь, построенная ещё Григорием Кожиным в 1833 году в память о победе над Наполеоном.

Мария Александровна вышла замуж поздно, в 47 лет. Её избранником стал бравый офицер Станислава Ягмин из города Холм, римско-католического исповедания, который был на 15 лет младше неё. Была ли там любовь - Бог весть, но детей у них, в силу возраста Марии Александровны, так и не появилось :( Возможно, именно поэтому супруги до самой смерти Марии Александровны тратили огромные по меркам дореволюционной России деньги на благотворительность, связанную с детьми. В селе появилась бесплатная аптека и лекарня для местных жителей, церковно-приходская школа, в которой постигали грамоту без малого 70 детишек, которых там не только учили, но и кормили за счёт Ягминых. Также детишки пели в хоре, для руководства которым была специально приглашена регентша по имени Катерина. На Рождество сельские дети получали от Марии и Станислава подарки - игрушки и книги по возрасту, сладости, ткани для пошива одежды и т.д.

После революции усадьбе, можно сказать, повезло: её не сожгли, а только переименовали в Красные Горки, и в усадебный дом въехала больница и библиотека. Хозяев Княжьих Горок, "Мисси" и "Дятла", к тому времени уже не было в живых. Мария умерла ещё в 1914-м и была похоронена в склепе возле Ильинской церкви в Княжьих Горках. Станислав после смерти жены ушёл на Первую Мировую и сгинул в конце лета 1917-го в революционном Петрограде. Бывший управляющий имением, Константин Перн, в 1917 году крайне оперативно сориентировался в меняющейся обстановке и организовал в Княжьих Горках сельхозкоммуну, не дав уничтожить и разворовать практически ничего из усадебных построек, инвентаря и запасов. Потом он ещё около 10 лет работал руководителем местного совхоза, из последних сил поддерживая прогрессивные и эффективные традиции земледелия, заложенные при Строгановых (севооброт, семиполье, сады и т.д.). Умершего примерно в 1927 году Перна похоронили в одном склепе с Марией Александровной... Парк в довоенные годы поддерживался в идеальном состоянии, в нём устраивались народные гуляний и танцы. До войны совхоз процветал, был богат и известен далеко за пределами района, работать в нём было престижно. Простые крестьяне в Красных Горках жили ничуть не хуже городских обывателей. Война уничтожила совхозное хозяйство полностью, а 80-е годы нанесли по нему последний удар: на землях совхоза построили Псковскую ГРЭС (ныне законсервированную). Люди потянулись в города и совхоз, только-только восстановившийся после войны, захирел. Больница (с перерывом на ВОВ) просуществовала в усадьбе до 1990-х, после чего ветшавшая 70 лет усадьба несколько раз горела и больница из неё окончательно выехала. Склеп у церкви был разграблен в благодатные хрущёвские 60-е, останки из него по старой советской традиции были вышвырнуты вон. Ильинская церковь была превращена в склад удобрений, доведена до катастрофического состояния и успешно заброшена. В таком состоянии всё это великолепие находится и поныне: никому не нужные величественные руины посреди деревенской застройки...

Главный усадебный дом (1880-е гг.) в Княжьих Горках. Центральный фасад по длинной стороне смотрит на подъездную аллею и печальные останки регулярного парка у церкви.




Боковой фасад.


Противоположный главному фасад открывается в пейзажный парк.


Фасады решены в псевдоготическом стиле, украшены разноразмерными окошечками, окошками, окнами и окнищами.


Кое-где ещё сохранились пустые рамы исторической расстекловки.




Главный вход в дом.


Внутри - разруха.


Всё уничтожено, перекрытий и крыши нет.


Кухня (конец XIX века). Построена одновременно с усадьбой в схожем стиле, скорее всего, у них один автор и один исполнитель.




Печи как необходимый кухонный атрибут.


Валунная псарня 1870-х гг. постройки. Куда же богатая строгановская усадьба без своры охотничьих собачек! Кстати, высоко вероятно, что псарня построена ещё до Строгановых, лет за 10 до них.


Амбар вдоль усадебной подъездной аллеи.


Окошечки амбара похожи на амбразуры.


Ильинская церковь (1833 г.).






Руина без перекрытий и потолков, вся в трещинах...


Три фасада, не считая западного, где построена колокольня, украшены полуосыпавшимися барельефами на военную тематику - оружием, знамёнами, орнаментом.






В церковь можно войти через сохранившуюся историческую дверь, которая всегда приветливо распахнута...




Барельеф над дверью.


Интерьеры.


Сквозь дыры в сводах видна колокольня.




Усыпальница Марии Строгановой (1900-е гг.). Построена кирпича и новомодного бетона, ныне разорена и осквернена.


Старые деревья у алтаря церкви.


Усадебный парк, в котором снег не дал рассмотреть ровным счётом ничего. Но мы прошлись по дорожкам и нашли пруд.




Куча ключей, стекающих в Судому недалеко от усадебного дома.


Руины ветряной мельницы (1903 г.) на юго-западе села, возле огромного заброшенного яблоневого сада.






Россия, Псковская область, фото

Previous post Next post
Up