Возвращаюсь к велопокатушкам по не самым туристическим районам Питера. На этот раз мы с вами будем кататься по левобережной части Невского района, и начнём с окрестностей станции метро "Ломоносовская" - района под названием Щемиловка. Архитектурный облик Щемиловки диктуется до- и послевоенными "сталинками" и первыми экспериментальными "хрущёвками", но среди всего этого находится, например, очень интересный конструктивистский жилмассив рабочих фарфорового завода 1920-30-х гг. постройки. Кроме того, в Щемиловке каким-то чудом сохранилось несколько дореволюционных домов - и в том числе постройки Императорского фарфорового завода, в музее которого мы с Алёнкой были почти год назад (
часть 1,
часть 2).
Павильон станции метро "Ломоносовская" (1970 г.), зелёная ветка.
Ломоносовский сад у метро - попытка облагородить территорию бывшего Спасо-Преображенского (Фарфоровского) кладбища, снесённого в 1960-е гг.
Где-то здесь - немного левее кадра - была
кладбищенская церквушка с
иконостасом из фарфора.
Ломоносовская аллея, высаженная в 2011 году. На этом месте хотели построить ТРЦ, но удалось отбиться.
Полярников, 17 - жилой дом 1955 г. с башенкой МПВО.
Башенка МПВО слегка отреставрирована и перестала разваливаться на части...
Полярников, 6 (1955 г.) - "позднесталинская" общага, реконструированная в середине 2000-х под квартиры.
Декор д.14 (1952 г.) по пер.Матюшенко.
Напротив павильона метро - типовой кинотеатр "Спутник" (1960 г.), ныне - барахолка. Здание хотят снести и построить на его месте ТЦ. К счастью, пока что проект заморожен: всё упирается в то, что это бывшая территория всё того же Фарфоровского кладбища.
Дом рядом с кинотеатром, дворовый фасад.
Бабушкина, 42, корпус 4 (1900-01 гг.) - бывшее здание школы принца П.Г.Ольденбургского Женского патриотического общества, несколько раз за прошедшие 110 лет перестроенное.
Пр. Обуховской обороны, 161 - современное офисное здание на берегу Невы.
Лицевой корпус Императорского Фарфорового завода (1790 г.).
Исторически ПКиО им.Бабушкина к Щемиловке не относится, но по нему я тоже в тот раз прокатился... Парк Бабушкина - это бывший сад "Вена" Невского общества народных развлечений, один из первых парков на рабочей питерской окраине.
Постамент памятника И.В.Бабушкина (1956 г.). Сам памятник спёрли в лихие 90-е.
Нехитрые парковые развлекухи.
Верёвочный парк.
Зорбинг в пруду.
Вход в парк со стороны ул.Бабушкина.
Наискосок от входа в парк, через дорогу - костёл Святейшего Сердца Иисусова (1907-18 гг.). Освящённый после революции, он так и не был до конца достроен. Сейчас идёт реставрация, разрешение на достройку двух башен, которые завершили бы образ костёла, так и не получено... Службы временно не проводятся.
Пивзавод "Вена", выкупленный "Балтикой" и не работающий уже года четыре... Административный корпус (1875 г.).
Современный производственный цех (2004 г.).
Щемиловский жилмассив расположен на другой стороне Фарфоровской улицы, ровно напротив административного корпуса "Вены". Построен он в 1920-30-х гг. для работников фарфорового завода.
Всё предельно аскетично: в планировке нет ванных комнат, все квартиры - коммунального типа, с общими кухнями и коридорами.
"Колбаса" (1932 г.) - трёхсотметровый изогнутый дом, завершающий Щемиловский жилмассив с юга. На момент постройки стал самым длинным домом Ленинграда.
Здесь та же коммунальная планировка, что и во всех постройках массива.
Седова, 76 - ещё один дом с изогнутым фасадом в том же самом квартале. Рискну предположить, что это 1940-е или даже 1950-е гг.
Угол Седова и Фарфоровской, "брежневская" высотка.
Седова, 61 - экспериментальная "хрущёвка", одна из первых в стране (1956-59 гг.). Подробнее про экспериментальный "хрущёвский" квартал будет ниже.
На задворках нечётной стороны ул. Седова находится Белевский карьер (1790-1900-е гг.) - затопленный карьер ИФЗ, где добывался песок для производства фарфора. Позднее здесь стали брать ещё и грунт для постройки насыпей железной дороги, и на 25-метровой глубине наткнулись на мощный водоносный слой. Карьер затопило за два года.
Довольно длительное время местной ключевой водой снабжались Невский и Фрунзенский районы Ленинграда. Сейчас карьер засран, берега тихонько зарастают, но вода в нём относительно чистая. На заднем плане фотографии - родное Купчино :)
Квартал 122, ограниченный ул. Седова, бульваром Красный Зорь, Белевским проспектом и Ивановской ул., застроен в 1955-59 гг. экспериментальными "хрущёвками", первыми в СССР.
Их фасады облицованы песчаником, в квартирах трёхметровые потолки, большие кухни, удобная планировка, все необходимые удобства вроде магазинов и химчисток - в шаговой доступности.
В едином стиле выполнены все дома, включая внутриквартальные...
... и даже детский садик. Жаль, что в серию пошли дома на порядок (а то и на два!) хуже :(
Ансамбль Ивановской ул. (1937-40 гг.), состоящий из восьми очень монументальных домов - это реализованная часть довоенного проекта "Дуговой магистрали", которая должна была пересекать (да и пересекает, по большому-то счёту!) город с запада на восток и проходить через его новый центр - Московскую площадь с грандиозным Домом Советов (1936-41 гг.) авторства Ноя Троцкого.
Дома на Ивановской признаны объектом культурного наследия.
Элементы декора.
Володарский мост через Неву в створе Ивановской и Народной улиц. Это относительно новый мост, построенный в 1986-93 гг. взамен моста 1936 г.
Пролёты старого моста стоят на берегу Невы в посёлке Новосаратовка.
Памятник В.Володарскому (1925 г.), именем которого назван мост. Под буквой "В.", кстати, не предполагается никакого имени - в подпольной кличке большевика Моисея Марковича Гольдштейна имени не было :)
В 1918 г. Володарский организовал подтасовки на выборах в Петроградский совет, за что (не только, но в том числе) и был убит рабочим-эсером через несколько дней после выборов примерно на этом самом месте. С тех пор прошло сто лет, а подтасовки на выборах как были нормой, так ею и остались...
Парк "Куракина дача" на берегу Невы носит имя бывших владельцев имения - князей Куракиных.
К услугам отдыхающих лужайки, заросший прудик, небольшой яблоневый садик и дорожки для прогулок.
Постройки на Куракиной даче. Малолетнее отделение Сиротского института Императора Николая I (1869 г.), ныне школа.
Хозяйственная постройка при Сиротском институте (1844-48 гг.).
В следующих сериях мы продолжим кататься по Невскому району: двигаться будем в южном направлении, и доедем аж до КАД. А может и дальше, если ноябрьская погода будет к нам благосклонна ;)