Кошелёк

Aug 31, 2024 10:09

Когда-то ещё в школе я прочитал в книжке «Мифы Древней Греции» о Гермесе, боге торговли, хитрости и воровства. Он положил голову убитой им медузы Горгоны в мешок. Меня поразило, что слово «kibisis» (мешок) переводится на русский язык как кошелёк. Когда мы открываем кошелёк со своими деньгами, мы как бы смотрим Горгоне в глаза. На всех действует её «взгляд». И многих убивает, кого духовно, а кого-то и физически. С одной стороны, как не вспомнить русскую пословицу: «Волков бояться - в лес не ходить», с другой - не забывать, что писал апостол Павел: «...корень всех зол есть сребролюбие». Так и живём...

Я уже лет сорок не ношу с собой кошелёк. Да и был-то он у меня один-единственный, я купил его сразу после службы в Советской Армии. Новая жизнь - надо соответствовать. Кошелёк простенький, из кожзаменителя, цвета коричневого, но с кнопочкой.  Прямо скажем - не статусный. В него помешались мелкие купюры и мелочь, крупные я всё равно клал в нагрудный карман, застегнув пуговичкой. Кошелёк я носил в заднем кармане джинсов, вскоре он повторил очертания соответствующей части тела. Долго ли, коротко ли, но вдруг я почувствовал, что мне стало неудобно пользоваться потрëпанным и потерявшим лоск кошельком на людях. Я пихнул его куда-то в ящик и забыл. Так и живу до сих пор без кошелька.

Забавно, но один мне всё-таки подарили. Я приезжал к сестре в Самару один-два раза за год. Встречался с товарищем в кафе, познакомился с ним семь лет назад в самолёте. Он тоже строитель, по совместительству протестант, к тому же ещё и ортодоксальный. Поначалу он пытался сыпать цитатами из Библии, но я показал ему свои поверхностные знания о трудах святых отцов Церкви Христовой. Этого оказалось достаточно. Подводные камни наших конфессий не сталкивались друг с другом. По сути, мы ограничились беседами на нравственные темы.

В кафешке я расплачивался за кофе и тортик деньгами, доставая их из кармана брюк. Только потом, вспоминая наши встречи, понял, как тяжело моему товарищу было наблюдать вот это всё. В очередной мой приезд он подарил мне кошелёк, судя по всему, дорогой: со многими отделениями, с приятным запахом натуральной кожи и довольно-таки увесистый. Подарок я принял, не хотел огорчать товарища. Дома положил его в стол, но не забывал каждый раз брать в Самару, чтобы не обидеть дарителя. С такой интенсивной эксплуатацией кошелька хватит, я думаю, лет на двести.

Мне не раз говаривали, увидев, как я достаю деньги из кармана:
- Нельзя относиться к ним так безответственно. Деньги водятся у тех, кто их любит.
- Да что вы говорите, - насмешливо парировал я, - это просто бумажки. Мне что, на верёвочках развешивать и медитировать на них? Под коврик класть, так у меня и коврика-то нет. 
По молодости даже юморил, как Валька Копчёный: «Кошелёк, кошелёк, какой кошелёк?» Шли годы, я постоянно работал, к деньгам относился также без любви и уважения. И хотя не бедствовал даже в девяностые, но богачом так и не стал. Не иначе, презренный металл на меня обиделся. Разбогатеть мечтают все, или, почти все. Многие, даже, выйдя на пенсию, не могут избавиться от этой пагубной иллюзии. Мне повезло. Уже в детстве я откуда-то знал, что количество денег не приводит автоматически к счастью. Мой отец любил пошучивать: «Не жили богато - нечего и начинать». Кроме воспитания родителей такому отношению к богатству способствовали авторитет учителей в советской школе и окружающая социальная среда. В СССР богатеть не давали. Мало того, на людях разговоры о деньгах считались предосудительным. Конечно, могу говорить только о вологодской глубинке. У нас водители с попутчиков денег не брали, а особо прижимистых презрительно называли  крохоборами.

За последние полгода я узнал о том, как стать богатым больше, чем за всю жизнь. С работы меня подвозил до дому Юрий, мой коллега. Каждую поездку он рассказывал о тех изменениях в жизни, которым способствовал его интерес к финансовой грамотности. Меня всегда смешили мечтания наших граждан разбогатеть посредством банковских операций. По мне, так надо свести контакты с банками к необходимому минимуму и знать одно: они хотят на нас нажиться, и всë. Наступил момент, когда мы уже устали от всевозможных разговоров. Юра предложил прослушать книгу, написанную американским коучем. Несколько раз тот повторял: «Бог хочет, чтобы ты был богатым». И приводил примеры, как стремиться к богатству. Нужно представлять желаемую вещь, от сумочки до загородного дома, как будто они уже у тебя есть. Как можно чаще благодарить Бога, и много ещë очевидных, и хороших, вроде вещей. Но по сути, всë сводилось к бабкам. 
Я мысленно комментировал от лица адепта, стремящегося выполнить желание Бога: «Спасибо Тебе, Господи, что я не такой, как эти неудачники, которые не знают чего хотят. Я хочу иметь хорошую зарплату, крутую машину, виллу на берегу океана, автомобильный завод, и прочее». Коуч вырывал из контекста евангельские слова : «ПросИте и дано будет вам». Я продолжал словами апостола Иакова: «ПрОсите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений». И тут же подумал, что это я не получаю, а эти финансово грамотные христиане ещё как получают. Они умеют просить, не иначе. Некий француз писал: «Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Но чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое». Секрет успешной просьбы я узнал к концу нашей поездки. Лектор привёл пример, как надо вести бизнес:
- Приезжаете вы к туземцам купить шкурки зверьков. Вы можете им предложить картину за тысячу долларов. Но сами посудите - зачем им картина? Они же не разбираются в искусстве. Вы дайте им действительно нужную вещь - пистолет для охоты за пятьдесят долларов. Сделка должна быть выгодна для обеих сторон.
И коуч очередной раз добавил, ссылаясь на Евангелие: «Бог хочет, чтобы вы были богаты».
До этого момента я слушал молча. Ибо всегда считал, что личное обогащение за счёт незнания или слабости других людей называется никак иначе как обман, или гешефт.  
- Нет такого в Евангелии, - возмутился я, - сплошное передёргивание. В Евангелии написано: «Трудно войти в Царствие Божие не только богатому, но и надеющемуся на богатство. Противно не то, что твой коуч призывает к богатству, а то, что он привлекает себе в союзники Христа, извращая Его слова». Я назвал всю эту шатию-братию сектантами, конъюнктурщиками, обманщиками, и другими нехорошими словами. И привёл фразу из псалма: «Аще богатство течёт, не прилагайте сердца». И добавил уже своими словами: «А если финансовые потоки осели в сердце твоём, то какой ты тогда к лешему христианин? У меня было ещё много саркастических комментариев, но на горизонте показался мой дом. Больше лекций подобного рода Юра при мне не слушал. Возможно и подумал: пустил козла в огород...

Ради справедливости всё же стоит признать, что стремлению разбогатеть противиться довольно-таки сложно. У меня этот период жизни попал на начало девяностых, - мы работали два сезона на строительстве коттеджей. Азарт зарабатывания денег коснулся и меня. Хотелось больше и больше. Именно тогда я, наблюдая за «новыми русскими», воочию убедился в огромной силе денег, поглощающих человека без остатка. А недавно я услышал песенку из комедии, где буквально в двух словах показана ненасытная алчность:

Немного там, немного здесь:
И вот уже есть миллионов шесть;
Вилла в Монако, в Швейцарии счёт,
Но надо, надо, надо ещё.

Позже, на строительстве православных церквей мне встречались богатые люди. Речь идёт не только о богатых духовно. Ктитор прихода как-то обратил моё внимание на человека, выходящего за территорию церкви:
- Он только что оплатил все кровельные работы в Тихвинском монастыре.
Хранителю Тихвинской иконы Божией Матери протоиерею Сергию Гарклавсу отец завещал вернуть её из Америки после восстановления монастыря. В 2004 году икона вернулась на русскую землю. Многие богатые люди с неоднозначной репутацией, даже криминальной, тоже знают, что надо жертвовать. Некоторым удаётся, как Евгению Пригожину. Я видел, как он прилетал на вертолёте в село Сура Архангельской области. С его помощью на родине праведного Иоанна Кронштадского построили Никольский собор и восстановили монастырь. Чаще всего мы судим богатых людей в меру своей испорченности.

А меня не сподобил Господь стать богатым. Ибо не в коня корм, думается мне. Как-то я полученную зарплату положил во внутреннее отделение сумки. Правда, кармашек застегнул молнией. И забыл. Три дня ездил на работу с этой сумкой, пока жена не спросила:
- А вам зарплату думают платить?
- А-а-а, - только и смог я вымолвить.

Сегодня кошелёк уже не признают, всё больше используют платёжные карты. Современного человека всё больше и больше отучают от личного общения. Всё чаще и чаще мне вспоминается реплика из фантастического фильма: «Женщину вынули, автомат засунули». Ещё встречаются мастодонты, не доверяющие современным гаджетам, и их можно понять. У советских людей сохранилась привычка считать в уме потраченные деньги после посещения магазина или рынка. С карточкой такой номер не проходит. Очевидно, что чем больше удобств, тем сложнее контролировать траты. Особенно молодёжи, особенно после недавнего «жирного» десятилетия. Про неё ещё Сократ сказал: «Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты...» Но Сократу и в страшном сне не снилось, что в будущем даже шестилетних детей, оболванивая их красивыми словами о финансовой грамотности, подсадят на банковские карты.

В оплате наличкой всё ещё существует неформальное общение между продавцом и покупателем. Мне это импонирует. Давеча, будучи проездом в Москве, зашёл на территории Даниловского монастыря в чайную. Она напоминает вагончик: с одной стороны прилавок, с другой - длинный столик для чаепития, посредине узкий проход. Тесновато. Передо мной женщина предпенсионного возраста, с молитвенной задумчивостью на челе, явно паломница, спрашивает у продавщицы:
- А где у вас можно кипяток налить?
- На Павелецкой, - отвечает хозяйка чайной, крепкая женщина лет сорока пяти с весёлыми глазами.
- К-к-как?
- Да пошутила я, - продавщица поспешила успокоить огорошенную паломницу, - обернитесь, за вами чайник стоит. 
Посмеялись, хотя было заметно, что паломница выдавила смех. Я тоже обернулся, рядом с чайником нет сахара. Возможно, забыли. Спрашиваю:
- А сахар тоже на Павелецкой? 
- Да, - тут же заулыбалась продавщица, - внизу в ящичке посмотрите. 
- Дак то внизу, - отшутился я в ответ, - спасибо.

Вспомнился сразу отец, - он любил пошутить. А всех женщин называл любушками. Вот уж кто не был обделён женскими улыбками.
Конечно, пользоваться карточкой удобно, что уж тут говорить. Знали бы мои родители, насколько комфортно живёт наше поколение. Можно не выходя из дома, купить билет на самолëт в любой город, заказать номер в гостинице в любой точке мира, да хоть в Аддис-Абебе. Мне в детстве нравилось произносить название этого города. Если бы я сказал лет пятьдесят назад нечто подобное, то отец весело бы откомментировал:
- Опять фантастики начитался.
А мама с улыбкой бы спросила:
- Ты никак выпил?
Мы все уже привыкли к изобретениям человеческого ума, облегчающим жизнь. Но надо, надо, надо ещё. И вот на подходе искусственный интеллект, - он ещё больше добавит человеку времени для творчества. А для чего же ещё?

«Но мысль ужасная здесь душу омрачает», - сказал бы Александр Сергеевич.
Удобства жизни развращают, отсюда рождается лень, точнее, увеличивается. Человеку нужно ещë больше комфорта, надо же чем-то заполнить пустоту бытия. Люди разъединяются через «хищные вещи века», - братья Стругацкие ещё 60 лет назад описали «светлое будущее». Ожидаемый результат - разрушение идентичности. Парад европейских дегенератов - только начало. Да, нам до такого ещё далеко. Рассказывали, как на автозаправку вклинился без очереди мужик на крутой машине. Вскоре вернулся и пристроился за последней машиной. На двери заправки висело объявление: «Лицам нетрадиционной ориентации бензин отпускается без очереди». Никакой толерантности. Россия ж...  Это американцы живут для того, чтобы доллары пересчитывать. То ли дело мы - наследники Святой Руси, потенциальные носители духовных ценностей. Правда, сегодня тяжело их носить, даже потенциально. Убаюкивая себя мыслями об исключительности русского менталитета, мы неуклонно превращаемся в ценный человеческий ресурс. Пока ещё ценный, но уже ресурс.
Тенденция нашего «развития», в конце концов, приведёт к судьбе Валтасара: «...и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твоё и у Которого пути твои, ты не прославил.
...ты взвешен на весах, и найден очень лёгким».
Одна надежда, что мы дальше от катастрофы, чем Запад. Как в шахматах: наш флажок уже висит, но у них упадёт раньше. Тогда у нас будет время для перезагрузки. Дай-то Бог.

В Самаре я уже не бываю, а что делать с кошельком - ума не приложу. Никому не надо?

Рассказ

Previous post Next post
Up