ГДЕ НАХОДИТСЯ ОБЩЕСТВО СВОБОДНЫХ ЛЮДЕЙ?

May 16, 2018 14:53

Источник

...- Скажите, пожалуйста, каково, с догматической точки зрения, соотношение свободы с Божественным Промыслом? Если человек свободен, то как это соотнести с тем, что Бог все знает заранее и что Он все определяет в мире, что все зависит от Него?

- Богословие четко разделяет две категории: Божественное предвидение и Божественное предопределение. Преп. Иоанн Дамаскин говорит: «Бог все предвидит, но не все предопределяет». В отношении неразумных тварей Бог все предвидит и предопределяет. Для них таким предопределением являются, например, законы бытия. Поступки разумных свободных существ, каковыми является ангелы и люди, Бог предвидит, но не предопределяет.

Эту мысль не так просто осознать, но ее можно проиллюстрировать на таких жизненных примерах. Например, вы наблюдаете за шахматной партией между гроссмейстером и любителем и можете легко предвидеть победу первого. Но ваше предвидение не будет предопределением для шахматистов. Они будут совершать свои ходы свободно и сознательно, независимо от вас. Или другой пример: вы с ребенком приходите на кухню, а на столе стоит торт. Вы знаете, что ребенок попросит кусочек торта, но он это сделает свободно и сознательно, ни в коем случае не ориентируясь на ваше предвидение. Если даже мы, люди, в локальных ситуациях можем предвидеть, но это не становится предопределением, то тем более Бог, поскольку Он знает наши возможности, предвидит наши поступки, но не предопределяет их. Отсутствие предопределения понятно и из того, что мы несем перед Богом ответственность за наши поступки. Если бы все было предопределено, то требовать у нас отчета за дела, от которых мы не могли уклониться, - предел несправедливости. В этом плане Православие кардинально отличается от фаталистических религий, например, от ислама, где предвидение Божие - это предопределение.

- В приведенных вами примерах я все же предвижу несколько вариантов возможного развития событий, а Бог сразу предвидит то, что будет.

- Бог предвидит все возможные варианты и готов на них отреагировать, но при этом прекрасно понимает, к чему склонится человеческая воля. Человек свободен и может отступать от замысла Божия в той мере, в какой этого захочет, и это также входит в предвидение Божие. Взаимодействие предвидения Божия и свободной человеческой воли прекрасно отражено в последних главах книги Деяний Апостолов. Сначала Господь является ап. Павлу и говорит: Дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме (Деян. 23, 11). Очевидно, Бог предвидит, что ап. Павел попадет в Рим, и, кажется, все участники соответствующих событий должны были этому содействовать, осознанно или неосознанно. Но что было на самом деле? На пути в Рим люди много раз сознательно, с потрясающим упорством противились воле Божией, несмотря на прямые откровения, возвещенные через ап. Павла. Сначала апостол, по откровению Божию, уговаривает капитана остаться на Крите, чтобы не было беды для корабля и людей, но капитан его не слушает и попадает в шторм. Кажется, что нарушение воли Божией должно было привести к гибели, и все уже потеряли надежду выжить, но апостол сказал: Ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль (Деян. 27, 22). Отступление капитана от воли Божией было прощено ради молитв ап. Павла. Кажется, что теперь можно успокоиться, но далее следует очередное отступление, грозящее гибелью. Когда они уже приплыли к острову, то корабельщики хотели уплыть на лодке, но Павел предупредил: Если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись (Деян. 27, 31). Затем, уже при высадке на берег, над Павлом опять нависает смертельная опасность: воины решили умертвить узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал, но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения, и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю (Деян. 27, 43). Во всех этих случаях ярко видно, что, несмотря на ясно выраженное предвидение Божие, все участники событий не были ограничены в своих решениях, действовали свободно и сознательно, даже если их решения прямо противоречили замыслу Бога. Господь привел ап. Павла в Рим, но каждый человек, кто оказался с ним на этом пути, ответил за то, как он содействовал или препятствовал осуществлению воли Божией.
Протоиерей Вадим Леонов
полностью

Интервью, Православие

Previous post Next post
Up