День воинской славы России - подвиг крейсера «Варяг»

Feb 09, 2016 19:15

Источник


Иностранцы, видевшие, как «Варяг» и «Кореец» шли под музыку народного гимна у Чемульпо 27 января 1904 г. на бой с японской эскадрой адмирала Уриу, состоявшей из шести больших крейсеров и восьми миноносок, восторгались безтрепетным героизмом русских моряков, которые приняли вызов неприятеля, несмотря на то, что на его стороне было подавляющее превосходство в силах. Под влиянием «эпопеи», которую пришлось наблюдать свидетелям этого безпримерного морского сражения, они делались поэтами и давали не сухой протокольный рассказ о том, что видели, а ряд художественных сцен и картин, исполненных высокого трагиз­ма и суровой поэзии. Корреспонденция из Чемульпо, появившаяся в итальянской газете «Matino», производит впечатление чудной симфонии.

Вот начало письма, присланного этой газете лицом, находившимся на итальянском крейсере «Эльба» и наблюдавшим с него подвиг «Варяга» и «Корейца»:

«В 11 1/2 ч. «Варяг» и «Кореец» снялись с якоря. «Варяг» шел впереди и казался колоссом, решившимся на самоубийство. Волнение остававшихся иностранных моряков было неописуемое. Палубы всех судов были покрыты экипажами; некоторые из моряков плакали. Никогда не приходилось видеть подобной возвышенной и трогательной сцены. На мостике «Варяга» неподвижно и спокойно стоял его красавец командир. Громовое «ура» вырвалось из груди всех и раскатывалось вокруг. На всех судах музыка играла русский гимн, подхваченный экипажами, на что на русских судах отвечали тем же величественным и воинственным гимном. Воздух был чист, и море успокоилось. Подвиг великого самопожертвования принимал эпические размеры.

Музыка с нашей стороны замокла. Настали томительная, тяжелая тишина и ожидание. Иностранные офицеры вооружились биноклями, моряки, затаив дыхание, напрягали зрение. Порывы ветра доносили временами с двух удалявшихся судов, становившихся все меньше и меньше, звуки русского гимна.

На несколько моментов надежда загорелась в наших сердцах. Может быть, эта безполезная гекатомба будет избегнута. Самые странные предположения складывались в голове. Некоторые офицеры утверждали, что японцы не могли безнаказанно атаковать русских. Но вот японский адмиральский корабль поднимает сигнал о сдаче. И тотчас же на «Варяге» и на маленьком «Корейце» моментально взвились всюду русские флаги. Весело развевались они, играя на солнце, с чувством гордости и презрения к врагу. Это знак сражения.

В четырех километрах от плотин порта завязался бой. Мы видели раньше, чем звук долетал до нас, огонь, выбрасываемый со всех сторон японской эскадры, огонь, несший потоки железа. Семь громадных колоссов, точно собачья свора, преследовали два русских судна».



Источник
В этом бою принято забывать про "Корейца". В одном из документов прочитал интересные сведения. Перед боем, командир судна капитан 2-го ранга Г.П. Беляев приказал укоротить мачты корабля. Это была военная хитрость. Он знал что японцы знают подробные характеристики наших судов и понимал, что дальность до Корейца дальномерщики будут измерять по высоте мачт. Таким образом все снаряды японских судов благополучно перелетали через русский корабль.
А между тем, за время боя "Кореец" выпустил по противнику 52 снаряда, а единственным повреждением было пробитое осколком японского снаряда таранное отделение. Потерь не было вовсе.
Всего за время сражения «Варяг» выпустил 1105 снарядов: 425 152-мм, 470 75-мм и 210 47-мм. В сохранившемся вахтенном журнале «Варяга» отмечено, что его комендорам удалось потопить вражеский миноносец и нанести серьезные повреждения 2 японским крейсерам. По данным иностранных наблюдателей, после боя японцы похоронили в бухте А-сан 30 убитых и имели на кораблях более 200 раненых. Согласно официальному документу (санитарному отчету за войну), потери экипажа «Варяга» составили 130 человек - 33 убитых и 97 раненых. Всего в крейсер попало 12 -14 крупных фугасных снарядов...
В 1905 году «Варяг». был поднят и отправлен в Сасебо. Там крейсер был отремонтирован и затем введен в строй эскадры вице-адмирала Уриу под названием "Сойя", но на корме, под японскими иероглифами, решением императора Муцухито, была оставлена надпись золотой славянской вязью - «Варяг». 22 марта 1916 году Россия выкупила свой прославленный крейсер, которому было возвращено прежнее название. В 1917 г. корабль находился на ремонте в Великобритании и после Октябрьской революции был продан на металлолом. Однако судьба и море было против такого конца «Варяга» - в 1922 г. во время своего последнего похода он затонул у берегов Шотландии в 60 милях к югу от Глазго.



День в истории, Герои, Вертикальная Россия, История России

Previous post Next post
Up