Анонс - и мне напоминание...
«Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!
Для вас - века, для нас - единый час.»
Александр Блок. «Скифы».
«...Во времени блеск и величье умрут,
Сравняются, сгладятся башня и пруд.»
Царевна из южнокитайской династии Чэн, в качестве дани отданная в жёны тюркскому хану.
«На р. Берёзовой, при переходе через неё аланского шляха (близ слободы Маньковки), есть также следы какого-то древнего значительного кирпичного строения, вероятно, караван-сарая.»
Евграф Савельев. «Очерки по истории торговли на Дону». 1902 г.
«Исследование арабо-персидских географических источников показало, что наиболее ранние из них помещают Русский каганат где-то в междуречье Дона и Северского Донца. Восходит эта информация к концу VIII - началу IX вв. Однако при наложении этих данных на этнокультурную археологическую карту Восточной Европы того периода оказывается, что эту территорию занимают памятники одного из вариантов салтово-маяцкой археологической культуры VIII - начала Х вв. Развалины белокаменных замков, обширные поселения искусных ремесленников - гончаров и металлургов, могильники с останками вооруженных до зубов воинов, богатые монетные клады… Но, открывая любую книгу, посвященную этой культуре, сразу сталкиваешься с одним и тем же препятствием. Салтовскую культуру давно почти безоговорочно определили как государственную культуру Хазарского каганата. А все восточные источники говорят о независимом и сильном государстве русов, не находившемся в хазарском подчинении. Упоминают о подчиненных хазарам буртасах, булгарах Поволжья, хазарских печенегах, мадьярах… Но только не о русах и славянах.»
Елена Галкина. «Тайны Русского каганата».
«Здесь мы попали словно в другую страну... Здесь не было девственной пустоты калмыцкой степи, наоборот - безлюдье дышало древностью. Это чувство, знакомое каждому опытному археологу, невозможно описать или передать. Присутствие находок ощущается всей поверхностью кожи, но это не всегда те находки, ради которых археолог отправился в путь.
...
Бывало, машина пробирается через жёлтый горячий песок, по бокам песчаные кочки высотой до полуметра, покрытые колючками. Никакого желания остановить машину и сойти на землю нет. Вдруг дорога становится ровной, и по краям её расстилаются ровные площадки глиняного наплыва такыра, покрытого узором из трещин. ...Я почти интуитивно останавливаю машину, спрыгиваю и иду, наклонив голову. Да, есть черепок, потом другой и скоро - целая горсть остатков Средневековья.
Чтение ландшафта - почти осязаемого географического явления - оказалось самым верным путём археологического поиска. Но научились мы этому делу только в долгой дороге...».
Лев Гумилёв.
«Открытие Хазарии».