МОЯ ХАКАСИЯ. СТРАНСТВИЯ РАСПИЗДЯЯ
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Всю дорогу, пока мы ехали от Шира до Туима, я вертел башкой по сторонам, пытаясь углядеть в стороне от трассы Туим-кольцо - археологический памятник, по своему значению сравниваемый с английским Стоунхенджем. Так ничего и не увидел. «Наверно, хакасский мегалит по своим размерам - не чета британскому собрату», - подумал я и оказался прав.
ТУИМСКИЙ КРОМЛЕХ
Если бы не Советская власть да распиздяйство дорожников - неизвестно, когда мир узнал бы о существовании одного из самых древних археологических памятников на территории Хакасии.
В конце семидесятых годов прошлого века, когда строилась автодорога Шира - Туим, кто-то из дорожных техников заметил, что на девятом километре трасса проходит прямо через какой-то объект, похожий на земляной курган в виде усечённой пирамиды. Этот курган был заключён в кольцо из менгиров (грубо обработанных человеком и вертикально установленных камней), часть которых скреперы и бульдозеры уже успели срыть к херам собачьим. Менгиры были невелики - высотой от 0,6 до 1,2 метра каждый, потому неудивительно, что из-за высокой степной травы их заметили не сразу.
Естественно, что строительство дороги, так необходимой социалистической экономике, останавливать из-за этой мелочи никто не стал. Сообщили куда следует - и успокоились. Только в 1984 году в Хакасию приехали двое специалистов с кафедры археологии Московского университета - отец и сын Леонид и Игорь Кызласовы. Старший Кызласов (на чёрно-белом фото он поразительно похож на путешествующего с нами Саньку) сам был уроженцем этих мест, поэтому смог по достоинству оценить находку.
Погребально-культовый комплекс представлял собой кольцо диаметром 82 метра, образованное менгирами, которые были вкопаны в землю через каждые 8-9 метров. В середине кольца находилась трёхметровая земляная насыпь, окружённая квадратной оградой размером 16x16 метров - из таких же менгиров. Внутри ограды выложены диагональные линии из камня, что делает сооружение со стороны похожим на почтовый конверт, вложенный в круг.
Почта в древние времена работала ещё более херовенько, чем сегодня: Кызласовы датировали памятник эпохой неолита, а это, на минуточку, конец каменного века - более 8 тыс. лет назад. Письмецо с вложением шло до нас очень долго.
На пересечении диагональных линий, в гробнице из каменных плит, украшенных изображениями быков, находилось погребение женщины. Судя по всему, бабёнка была не из простых - принцесса или царица, потому что всякую шваль женского пола не стали бы хоронить с подобными заморочками. В насыпи кургана были обнаружены четыре более поздние могилы - так называемые впускные захоронения (зачастую они делались специально, чтобы спасти от разграбления основную могилу), а в пространстве между оградой кургана и каменным кругом валялись разрозненные кости животных. Видимо, родственники покойной устраивали здесь поминки по ней и таки неплохо закусывали.
Более точно оценить имущественное положение доисторической дамочки не удалось: в самом каменном ящике рядом с покойницей были найдены лишь подвески из зубов марала, заколка да фрагмент керамического сосуда. Очевидно, что над могилкой когда-то поработали «чёрные археологи», которых во все времена было предостаточно.
Общеизвестный факт: едва древние египтяне успевали заскладировать в пирамиду очередного усопшего фараонишку, как безжалостные пирамидальные воры врывались в усыпальницу, пиздя всё мало-мальски ценное и не обламываясь присутствием мумии. Ни проклятия жрецов, ни хитроумные механические ловушки не могли охладить пыла древнеегипетских реальных пацанов.
ОБСЕРВАТОРИЯ ИЛИ ОБОСТРЕНИЕ?
Уникальность Туимского захоронения в том, что он является кромлехом. Так археологи называют мегалитические постройки времён позднего неолита и бронзового века. Обычно кромлех состоит из огромных (до семи метров высотой) отдельностоящих камней, которые образуют одну или несколько концентрических окружностей диаметром до сотни метров. Самым знаменитым из кромлехов, вестимо, является британский Стоунхендж. Правда, в сравнении с ним Туимский кромлех выглядит прямо-таки микроскопическим: такое ощущение, что его замутили древнехакасские лилипуты.
Археологу Лазаретову довелось раскопать в Хакасии ещё один курган, вокруг которого также был сооружён кромлех из менгиров. Однако и это сооружение было уничтожено в советское время, на сей раз - при распашке степи возле села Красный Камень в Боградском районе. Так и остался Туимский кромлех единственным в своём роде, причём мистическая судьбинушка английского собрата не обошла стороной и его.
По предположению Игоря Кызласова, квадратная ограда в центре кольца из менгиров могла символизировать землю, которая ограничена горными хребтами со священными вершинами по углам и в центре, а круг - охватывающее землю небо. К востоку от квадратной ограды захоронения расположены своеобразные «ворота» из шести вертикально вкопанных камней. Ось этих ворот одновременно совпадает и с продольной осью каменного погребения, и с направлением на восходящее солнце в день летнего солнцестояния.
Это дало некоторым из исследователей повод предположить, что комплекс в районе Туима специально создавался для выполнения каких-то астрономических наблюдений и вычислений. То же самое, кстати, утверждается и в отношении Стоунхенджа: энтузиасты приводят исторические аргументы и математические выкладки, но всё это до сих пор так и остаётся на уровне околонаучной гипотезы.
Археологи уже неоднократно утверждали: факт ориентации на астрономические значения точки горизонта вовсе не означает, что Туимский курган предназначался под древнюю обсерваторию. Просто представления людей каменного века об устройстве мира играли важную роль в погребальном ритуале, и если бы неолитическую царицу похоронили неправильно - тётка могла бы сбиться с пути и элементарно заплутать при переходе в иной мир, а это совсем уж некошерно.
Но поди попробуй объяснить это современным шизофреникам, которые готовые воспалёнными мозгами надрочить любую завиральную идею - от теории всеобщего заговора до инопланетного происхождения жителей Земли. Если вы смотрите телеканал РЕН-ТВ, вам наверняка знаком невидимый мужик, страдающий запором. Ну, голос у него такой, как будто этот диктор сидит на горшке, тужится изо всех сил и одновременно рассказывает зрителям о загадках цивилизаций.
Вот так и индивиды, ушампуренные эзотерикой, готовы приплести к Туим-кольцу и древнекитайскую мифологию, и арийские Веды, и прочую хуерагу. Итоги раскопок публиковались в своё время очень кратко, поэтому многие их детали неизвестны, а это стимулирует в недалёких человеках самые безумные домыслы.
Хакасские шаманы - хули взять с малообразованных мракобесов - приезжают сюда и устраивают ритуальные камлания с бубнами. В переложении гидов, охмуряющих доверчивых туристов, похороненная здесь женщина давно уже оказалась древней жрицей, рядом с которой были погребены двое её детей. Утверждается, что дух и энергетика сакрального места сохранились до сих пор, а потому - войдя и выйдя с кромлеха правильно - можно не только зарядиться, но и пролечиться. И вот уже целые хороводы уёбков гуськом ходят по Туимскому кольцу друг за дружкой, впитывая космические энергии всеми своими чакрами.
ЁБАНЫЙ НОВОДЕЛ
Туим-кольцо мы всё-таки отыскали - уже на обратном пути с Туимского провала. Зоркая Танюшка углядела его справа от дороги, и Санька натужно засигналил, призывая всю нашу автомобильную кавалькаду остановиться. Немудрено, что захоронение мы снова едва не проскочили: оно находится на трёхметровом скальном отроге и со стороны дороги скрыто густой растительностью. Попробуй разгляди издалека менгиры-недомерки!
Мы выперлись из машин и вскарабкались на холм. Если до этого в районе Туимского провала было просто прохладно, то сейчас погода испортилась окончательно: время от времени моросил дождь, дул шквалистый ветер, и потому вся наша пиздобратия укуталась в имеющиеся куртки и капюшоны.
Скажу сразу: Туим-кольцо разочаровало меня до невозможности. То ли потому, что после колоссального Туимского провала камушки посреди степи смотрелись игрушечно, то ли потому, что я знал: царь - ненастоящий!
Да-да. Об этом обычно туристам не рассказывают, но в восьмидесятые, когда археологи Кызласовы завершили раскопки, возник вопрос: что делать с памятником, наполовину уничтоженным автотрассой?
Не придумали ничего лучшего, как перетащить все каменья подальше в сторону и там выложить из них дубликат захоронения. Короче, устроили для туристов исторический цирк-шапито и несут им всякую ересь про загадочную жрицу и древнюю обсерваторию. По большому счёту, таких достопримечательностей можно наделать по всей Хакасии десятками - достаток менгиров на территории республики позволяет это.
Кости древней царицы, кстати, тоже куда-то увезли, и об их дальнейшей судьбе никакой информации отыскать мне не удалось. Поди валяются сейчас, пыльные, в подсобке какой-нибудь из кафедр археологии, если только злобная уборщица давно уже не выбросила их на помойку.
Стоя над древними каменьями, я отчего-то вспомнил о судьбе ещё одной древней девчонки - Укокской принцессы. Правда, с хакасской царицей их разделяет несколько тысячелетий, но судьбы этих двух женщин, всплывшие на поверхность в XX веке, чем-то схожи.
В 1993 году на плоскогорье Укок в Горном Алтае работала группа новосибирских археологов под руководством Натальи Полосьмак. Укок - это жопа из жоп нашего мира: безлюдное плато расположено на границе с Монголией, Китаем и Казахстаном. О кургане Ак-Алах знали давно, но исследовать его всё было недосуг. Да и политика мешала: в шестидесятые годы китаёзы активно залупались в приграничных районах СССР, и потому в Кош-Агачском районе принялись срочно строить укрепрайон, материалы для которого брались прямо из курганов. И только к концу тысячелетия до могильника добралась лопата археолога.
В кургане обнаружилось захоронение эпохи железного века. Однако учёные на этом не успокоились и принялись копать глубже. Там оказалась колода из лиственницы, заколоченная бронзовыми гвоздями и заполненная льдом. Ледяной панцирь медленно растопили и нашли под ним мумию молодой женщины. Тёлке было лет 25, не больше. Видимо, она имела знатное происхождение: в погребальной камере валялось ещё шесть коней - под сёдлами и со сбруей.
Сама девка лежала на боку, слегка подогнув ноги. Все руки у неё были испещрены татуировками, качеству которых позавидовал бы любой современный кольщик. Одета мумия была очень качественно: шёлковая рубаха, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и даже парик. Археологи предположили, что погребение относится к пазырыкской культуре Алтая и было сделано в V-III веках до н.э. Хуйня для вечности - по сравнению с могилой древнехакасской царицы в Туиме.
ГАДЯЩИЕ НА АЛТАЕ И ССУЩИЕ В ХАКАСИИ
Счастливые археологи схватили Укокскую принцессу и утартали в Новосибирск, в музей Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, что находится в Академгородке. Там её разместили под прозрачным стеклом в зале с постоянной температурой 17 градусов и влажностью 55%. Около двух десятилетий бедную мумию изучали так и сяк, просвечивали со всех сторон и заглядывали ей в анус. Анализ ДНК бабёнки выявил её европеоидные корни. Антропологи и вовсе утверждают, что принцесса обладала южно-европеоидными чертами лица, была голубоглаза и светловолоса, а её одежда имеет индоевропейское происхождение.
Тем временем алтайцы полезли в залупу. Осенью 2003 года произошло разрушительное Кош-Агачское землетрясение, что позволило дикому народцу утверждать: это принцесса гневается на людей за то, что они потревожили её могилу. С тех пор так и повелось: любой трабл в Горном Алтае местные жители приписывали сердитой Оочы-Бала (алтайской принцессе). И по херу было алтайцам, что к их генотипу мумия не имела ни малейшего отношения.
В оконцовке они так доебали республиканское и федеральное правительства, что в сентябре 2012 года мумию вернули на историческую родину. К этому времени в Горно-Алтайске к Национальному музею имени Анохина была сделана специальная пристройка. Она обошлась в 750 млн. рублей, 700 из которых забашлял «Газпром». Как поговаривают, не за красивые глаза Укокской принцессы: «Газпром» тянет нитку газопровода в Китай - прямо через плато Укок, и таким образом газовщики изящно подкупили алтайцев и республиканские власти, чтобы те не помешали реализации проекта и дали протянуть газопровод через священное плоскогорье, цивилизованно засрав его.
Сейчас принцесска вялится в саркофаге со специальным оборудованием для поддержания и контроля особого температурно-влажностного режима. Алтайцы косяками прутся в этот зал, чтобы поклониться останкам своей прародительницы и иногда провести там свои мракобесные обряды. Они и не догадываются, что их наёбывают: в саркофаге лежит всего лишь восковой муляж, а сама Укокская принцесса надёжно хранится в запасниках музея.
Впрочем, и на этом инородцы не успокоились: сейчас они ведут сбор подписей за то, чтобы мумия была возвращена в своё захоронение на плато Укок. «Оочы-Бала, обнажённая и беззащитная, замерзает от невыразимого стыда, отданная на обозрение любопытствующей публики», - говорится в одном из воззваний. Алтайцы верят: как только бедная девочка вернётся в свою могилу, территорию Горного Алтая прекратит сотрясать дрожь земли…
Я хотел бы рассказать вам что-нибудь подобное и о хакасской царице, но, увы, её следы затерялись уже в новейшее время, остался лишь новодел рядом с автотрассой. То ли хакасы менее пассионарный народ, нежели алтайцы, то ли они уже достаточно сильно ассимилировались с русскими, но судьба древнего захоронения им, по-видимому, безразлична. Никто не составляет петиций о возвращении царских костей в Туимский могильник, никто не выходит с демонстрациями протеста на Первомайскую площадь перед республиканским правительством в Абакане.
На Туим-кольце в холодном июле 2012 года шёл мелкий дождь и дул пронизывающий ветер. Ещё какое-то время для приличия мы потоптались среди менгиров, время от времени понимающе протягивая «да…», пока вконец не охуели от холода и начали грузиться в машины.
Кстати, уже по возвращении из Хакасии я узнал забавную и очень показательную историю, связанную с Туимским захоронением.
Надо сказать, что никто не заботится даже об элементарной чистоте сакрального места: там и сям на Туим-кольце валяются окурки, конфетные фантики и пустые бутылки из-под пива. А ещё археологический памятник приспособили для игры в геокэшинг. Это такая туристическая забава с применением спутниковых навигационных систем. Суть её состоит в следующем: одни игроки создают тайники, а другие с помощью GPS по географическим координатам находят эти закладки и сообщают о своей находке в интернете. Своеобразный квест, короче.
В тайнике имеется блокнот для отметок посещений. Помимо него, в контейнере могут лежать различные сувениры: брелоки, CD-диски, игрушки, монеты и т.п. Игрок обязан отметиться в блокноте, после чего может забрать любой предмет из контейнера, но взамен него должен оставить не менее ценный предмет. После этого контейнер закрывается и возвращается на место закладки - для следующего игрока.
Один из таких тайников, спрятанный в камнях, находится как раз рядом с Туимским кольцом. На сайте, посвящённому геокэшингу, в числе прочих сообщений находится и упоминание о семи простых девчонках из Шарыпова, которые в марте 2008 года натолкнулись на закладку совершенно случайно, удивились, но повели себя по понятиям: сделали запись в блокноте посещений, взяли из тайника зажигалку и взамен неё положили в контейнер десятирублёвую монету.
Надпись в блокноте, рассказывающая о впечатлениях от находки, гласит: «Супер. Сидели 2 девки, ссали под сосной, другая пинала камни. И все офигели. Cool».
Туимская царица. Укокская принцесса. Шарыповские девки.
Так, сука, проходит земная слава…
Предыдущие главы путеводителя
«МОЯ ХАКАСИЯ. СТРАНСТВИЯ РАСПИЗДЯЯ»:
ДЛИННОЕ, НО НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯМ ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ПЕРЕЛИСТЫВАЯ ОЗЁРА ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ЧЕРЕЗ СЮТИКИ И СРАКИ ДЕНЬ ВТОРОЙ. ШИРА - КАК ОНА ЙЕС ДЕНЬ ВТОРОЙ. НА ВОДАХ И ПОД БУХЛОМ ДЕНЬ ВТОРОЙ. ВЯЛОТЕКУЩАЯ ПЬЯНКА ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ПОЛНЫЙ ПРОВАЛ Новые главы:
ДЕНЬ ТРЕТИЙ. КАК ХАКАСАМ КЛИЗМУ С МАРГАНЦОВКОЙ ВСТАВИЛИ ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ГАЛЛЮЦИНОГЕННЫЕ ГРИБЫ КАМЕННОГО ЛЕСА ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ. ПЕЩЕРА ЧЁРНОГО ДЬЯВОЛА ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ. КОНСКИХ ЖОП ВАМ В ЛЕНТУ!