II-ой Фестиваль "Дни Давида Ойстраха в Одессе": день первый

Oct 01, 2008 21:21

        26.09.2008

Одесский Национальный Филармонический Оркестр.
        Дирижёр - Хобарт Эрл (Одесса).

Первое отделение:
                Феликс МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ (1809-1847)
                        Концерт для скрипки с оркестром, e-moll, Op. 64 (1838).
                                Солист: Сергей Кравченко (скрипка).

Второе отделение:
                Ян СИБЕЛИУС (1865-1957)
                        Концерт для скрипки с оркестром d-moll, op.47 (1903)
                                Солист: Сергей Кравченко (скрипка).

        В Одессе сегодня начался пятидневный II-ой Фестиваль "Дни Давида Ойстраха в Одессе". В первый день выступает профессор, заведующий кафедрой скрипки Московской государственной консерватории Сергей Иванович Кравченко. В программе сложнейшие, разнохарактерные до противоречивости - почти отрицания друг друга - произведения: скрипичные концерты Мендельсона и Сибелиуса. С одной стороны: романтически-открытый, мечтательный, в чём-то наивный и (главное) предельно субъективный, поглощённый переживаниями своего героя, концерт Мендельсона. С другой: по-северному сдержанный, былинного плана, концерт Сибелиуса, чей герой говорит не о себе, его объект - люди, а сам он - мужественный, чуждый романтическим порывам, народный сказитель.

Я никогда не слышал игры г-на Кравченко, хоть он и частый гость в Одессе (правда, большей частью не в качестве исполнителя, а в роли члена жюри различных конкурсов). Однако, несмотря на моё незнакомство с исполнительской манерой г-на Кравченко, у меня возникло два подозрения-вопроса:
        Первое. Сергей Кравченко в прошлом году отпраздновал 60-летний юбилей - где ему взять юношеского наивного задора для исполнения мендельсонова концерта?
        Второе. Сергей Кравченко всю жизнь со скрипкой. Значит, с технической стороны проблем, по идее, быть не должно - борозда испорченой не будет. Вопрос лишь в том - насколько глубоко она будет вспахана?
        Оба вопроса не оказались праздными. Концерт Мендельсона был исполнен высокотехнично, однако совершенно равнодушно. Вообще, сложилось впечатление, что г-н Кравченко и не пытался вложить в произведение что-либо от себя, об интерпретации речь не шла - лишь отстранённое озвучивание нотного текста Мендельсона.
        Одновременно произошла удивительнейшая вещь. Концерт Мендельсона в исполнении Сергея Кравченко начал мной восприниматься более рационально и менее чувственно: и вскрылись некоторые моменты в музыкальной ткани этого произведения, ранее мною совершенно не замечаемые. Сейчас вот пытаюсь понять: а может действительно, позволительно исполнять этот концерт в не-романтической манере, а с классической отстранённостью? Может, то, что я слышал сегодняшним вечером - вовсе не живой миди-файл, а талантливейшая интерпретация мастера самого высокого уровня, которая мне попросту недоступна?

Концерт Сибелиуса был великолепен. Невероятная мощность звучания усиливалась величавостью исполненного достоинства музыкального полотна. Солист просто преобразился, сбросив маску отстранённости, одетую в первом отделении. Предельно продуманное и захватывающее выступление. С огромным удовольствием прослушал бы его ещё раз.

Послезавтра в рамках Фестиваля "Дни Давида Ойстраха в Одессе" выступает старший коллега Сергея Кравченко - Виктор Александрович Пикайзен, чьё исполнительское мастерство мне более знакомо и по концертам и по записям. Пойду слушать.

концерты, Фестиваль "Дни Ойстраха в Одессе", Кравченко Сергей, Сибелиус, Мендельсон, ОНФО, Эрл Хобарт

Previous post Next post
Up