Форум ОНФ: К обсуждению законопроектов в сфере здравоохранения должны быть допущены эксперты и пациенты
Одной из причин принятия нерациональных решений в сфере здравоохранения является отсутствие учета общественного мнения при обсуждении различных документов, которые регламентируют работу этой отрасли. К таким выводам пришли участники форума ОНФ «За качественную и доступную медицину!» на площадке, посвященной проблемам экономики здравоохранения.
Все проекты приказов и законопроекты Минздрава готовятся без учета мнения общественности, отсутствует процедура оценки регулирующего воздействия (ОРВ), заявил эксперт ОНФ, руководитель Центра правового мониторинга Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина Олег Гринь. В результате решения по таким важным вопросам как оптимизация, закупки, государственно-частное партнерство принимаются без участия экспертов и даже - в случае с проектами приказов - заинтересованных ведомств
«Необходимо повышать открытость и усиливать общественный контроль за процессом разработки документов, регулирующих сферу здравоохранения. В нем должны участвовать эксперты в области медицины, представители профессионального сообщества, производители лекарственных средств и медицинского оборудования. При этом в обязательном порядке должны учитываться предложения конечных получателей услуги - граждан. Сделать это можно, введя процедуру ОРВ», - подчеркнул Гринь.
В настоящее время ОРВ проводится только для законопроектов и проектов подзаконных актов, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности, при том, что процент заинтересованных лиц в данных сферах в разы меньше, чем тех, кого напрямую касаются изменения в здравоохранении, отметили участники встречи. При этом они обратили внимание на то, что оценке регулирующего воздействия должны обязательно подвергаться не только законопроекты, но и акты Минздрава, которые играют более значимую роль, чем основной для отрасли закон «Об основах охраны здоровья граждан».
«Дело в том, что этот закон содержит 113 отсылок на акты Минздрава, соответственно, именно ими в большей степени регулируется данная сфера. Поэтому закрытость и непрозрачность, с которой принимаются такого рода документы просто недопустима», - считает Олег Гринь.
При этом, по мнению участников площадки, регулирование такой чувствительной сферы, как здравоохранение, должно проводиться вовсе не приказами Минздрава, которые могут постоянно меняться, а постановлениями правительства РФ.
«При нынешней системе подзаконные акты Минздрава играют решающую роль - даже более значимую с практической точки зрения, чем федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан», который состоит из самых общих правил. Законодательное регулирование таким образом истощается и теряет свой авторитет, потому что декларативные и общие положения, содержащиеся в нормах закона, де-факто могут быть полностью изменены на уровне подзаконного акта», - пояснил сложившуюся ситуацию руководитель Центра правового мониторинга Олег Гринь.
Общероссийский народный фронт (ОНФ) - коалиция общественных сил, созданная в мае 2011 года. Лидером движения является Президент РФ Владимир Путин. Региональные отделения ОНФ работают во всех 85 регионах страны. Главные задачи ОНФ - контроль за исполнением «майских указов» и поручений главы государства, а также борьба с коррупцией и расточительством. В рамках ОНФ созданы 5 рабочих групп: «Общество и власть: прямой диалог», «Образование и культура как основы национальной идентичности», «Качество повседневной жизни», «Честная и эффективная экономика», «Социальная справедливость» и центры общественного мониторинга.
Пресс-служба ОНФ