Духовный закат вручную; 2003 год: по следам Печерина и Джойса

May 11, 2022 10:29


Весной 2003 года я сел писать письмо в нунциатуру. В ноябре из программы «Время» узнал о приезде нового нунция архиепископа Антония Меннини в Москву. Комментатор сообщил, что главная цель его миссии - урегулировать отношения с Московской патриархией. Я обратил внимание, что нунция встречал в аэропорту Шереметьево архиепископ Кондрусевич, который подобострастно кланялся и нес чемодан. В голове мелькнула мысль: «Кто такой Меннини, если носильщиком у него служит архиепископ?» В письме акцент был сделан на то, что наш кружок любителей вселенского христианства состоит из здешних граждан, у которых нет оснований уезжать на ПМЖ в другие страны. Я привел в пример себя: с моей посконной рожей невозможно претендовать на эмиграцию, в отличие от моего шефа епископа Иосифа Верта, считающего себя иностранцем. Поэтому я попросил восстановить экзархат для русских католиков византийского обряда, существовавший на заре Советской власти. На Пасху из нунциатуры пришла поздравительная открытка за подписью архиепископа Меннини.
В интернете появился сайт с контактными адресами остатков русского католического движения. Я тоже туда вписался. Модераторами сайта был чтец Томас Стадник из Нью-Йорка и протодиакон Лоуренс Кросс из Мельбурна. Из этого следовало, что лидерами становятся англоязычные, и английский язык будет языком общения. Лоуренс Кросс спросил меня, что стало с общиной отца Стефано Каприо после его высылки из России.
Я написал письмо Владимиру Александровичу Белову (1956-2004), старосте общины, и спросил об этом. Он прислал ответ, что вместо отца Стефано в общине служит игумен Иннокентий Павлов. Кроме того, он спросил меня, не хочу ли в июле отправиться в паломничество в Ирландию: проезд и проживание за счет приглашающей стороны. Я обрадовался и согласился. Достаточно было заполнить анкету в консульство Ирландии и послать загранпаспорт ценным письмом в Москву.
В мае я получил письмо от отца Кирилла Козины из Брюсселя, в котором он спрашивал, могу ли я открыть счет в европейском банке. Ели нет, он приглашал меня приехать в Брюссель, как можно быстрее.
Мне нужно было приглашение, я посмотрел на карту и увидел, что недалеко от Брюсселя находится немецкий город Аахен. В нем располагался генеральный дом конгрегации Бедные сестры святому Франциску. К этой конгрегации принадлежала директор отделения «Каритас» в Омске сестра Елизавета Якубович. Попросил ее сделать мне приглашение через конгрегацию в Аахене, сказав, что еду в Брюссель окучивать спонсоров. В свою очередь сестра Елизавета посоветовала, что если мне удастся достать денег, ничего не рассказывать об этом епископу Верту, потому что он будет на них претендовать, что испортит отношения с ним.
Май выдался холодным. Я повез детей гулять на детскую площадку в парке. Шестилетний сын Вася залез на высокую металлическую конструкцию и сорвался на землю. Я отвез его в больницу скорой помощи, где ему сделали рентгенограмму головы и руки. Травматолог осмотрел и рекомендовал постельный режим. Вася лежал целый день и стонал. Жена позвонила в детскую больницу знакомому врачу Сергею Ивановичу Лямзину. Он велел немедленно вести его в приемный покой дежурной больницы, где хирург диагностировал разрыв селезенки и немедленно взял Васю на операцию. Селезенку зашили. Сестры, узнав о нашей беде, рекомендовали мне лечь с Васей в отдельную палату больницы и дали на это денег. Мы пролежали 3 недели до выздоровления.
В июне я был в Новосибирске в курии. Епископ Верт попросил меня зайти и устроил выволочку. Перед ним лежала копия моего письма в нунциатуру.
Он несколько минут перечислял все благодеяния, которые я получил.
- Ты живешь в комфортабельной квартире и ездишь по городу на приличном автомобиле. Это тебе дала католическая церковь. Неужели в твоем саранском университете всем выпускникам сразу дают квартиры и машины?
- Я по диплому - учитель истории. Про бедственное положение учителей лучше и не вспоминать, - ответил я.
- Мы с тобой хорошо знаем, что эти так называемые русские католики византийского обряда - это кучка несерьезных людей, которые не знают, чего хотят. Вспомни хотя бы отца Тимухина. Недавно он был у меня. Он теперь лютеранский пастор и заходил устанавливать со мной экуменические контакты. Я не стал с ним разговаривать. Нунций звонил и спрашивал о том, нужен ли экзархат для русских католиков. Я ему честно ответил, что вы - никакие не католики, а увлекающаяся русская интеллигенция. Разве можно назвать отца Удовенко католиком или тебя?
В конце гневной тирады он понизил голос, смягчился, пригласил пообедать и выдал материальную помощь.
Я вышел из его кабинета морально подавленным, мысленно матерясь: «Мечтал найти себе идеальное место работы, вот и нашел: все, как и везде. Написал нунцию, он переслал на место, мол, разберитесь. Вот и разобрались. Мордовский обком эпохи позднего Брежнева!».
После обеда пришел в себя и отправился в кинотеатр «Маяковский» на просмотр сиквела «Матрица: Перезагрузка». Героиня фильма Тринити (актриса Кэрри-Энн Мосс) мне определенно напоминала кого-то из прошлого. Я долго пытался вспомнить, кого именно, но затем перевел внимание на длинное пальто Нео и решил заказать новый черный подрясник.
В июне в Омск приехали два украинских семинариста из США. Они учились в колледже Св. Василия в Стамфорде. Они рассказали, что среди американских греко-католиков давно нет желающих стать священниками.
- Причиной является не столько обязательный целибат, - сказал мне один из семинаристов, - сколько иерархическая пирамида в церкви. Американцы - демократы в душе, поэтому им претит мысль связать жизнь с церковной организацией, где царит деспотическое единоначалие, как в армии. В результате абитуриентов набирают в Украине. Большинство, окончив курс колледжа, поступают учиться в университеты и ищут себе место в Штатах. В Украину никто не возвращается.
Я решил вывести молодежный клуб «Каритас» вместе с семинаристами на Грушинский фестиваль. Накануне педагог клуба Анастасия Мартьянова почувствовала себя плохо и легла в больницу. Меня преследовала мысль, что она заболела из-за падения в холодную реку на Урале годом ранее. Мы взяли с собой туристическое снаряжение, выехали в Самару и вскоре добрались до Мастрюковских озер, где встали лагерем на Тольяттинской поляне.
Увиденное я описал в очерке «Духовная жизнь на Мастрюковских озерах (заметки с юбилейного ХХХ фестиваля бардовской песни им. Валерия Грушина)».
http://krotov.info/libr_min/04_g/ol/ovanov_03.htm
После завершения фестиваля я посадил нашу группу на поезд до Омска, а сам отправился в Мордовию. Заехал к родителям в село Сивинь, а потом поехал в Нижний Новгород, где меня ждал студент Николай, с которым я познакомился по переписке. Мы посетили римско-католический приход и поговорили с настоятелем отцом Марио Бевератти. Затем Николай проводил меня на поезд в Москву.
Владимир Белов встретил меня у метро и по дороге рассказал о себе. Он окончил филфак Пединститута им. Ленина и как один из лучших выпускников был приглашен преподавать русский язык в партийную школу ЦК КПСС для слушателей из социалистических стран. Во время преподавания собирал материалы для кандидатской о сербском просветители Захарии Орфелине (1726-1785). Однажды на научной конференции он познакомился с одним из профессоров Московской духовной академии, который искал преподавателя русского языка, обещая удобный график работы и высокую зарплату. После защиты диссертации Владимир перешел на работу в московские духовные школы и сдал экзамены за курс семинарии. Началась перестройка, и он познакомился с отцом Стефано Каприо, приехавшим из Рима. Отец Стефано поразил его своей откровенностью. Он рассказал не только о преимуществах, но и недостатках католицизма. Кроме того, прочтение «Замогильных записок» отца Владимира Печерина (1807-1885) пробудило желание эмигрировать на Запад. Владимир списался с отцом Антонием Ильцем, директором издательства «Жизнь с Богом», и выехал по его приглашению в Бельгию. Затем некоторое время он жил в Нидерландах, затем списался с руководством ирландской провинции редемптористов и выехал в Ирландию. В Дублине он прошел местами Владимира Печерина и открыл для себя Джеймса Джойса. Владимир увлеченно рассказывал о дублинских улицах, церквях и пабах. В конце концов, из-за бронхиальной астмы ему отказали во вступление в конгрегацию редемптористов, и он вернулся в Москву, приобретя в Ирландии множество знакомых. Одним из них был отец Ричард Махон, духовный руководитель паломнического центра на острове Лох-Дерг в Северной Ирландии. Владимир предложил организовать приезд паломников из России. Отец Махон поставил в церкви ящик для сбора пожертвований на паломничество из России и за год собрал сумму на путевые расходы для 15 человек.
На следующий день в аэропорту Шереметьево собралась вся группа, состоящая из знакомых Владимира. В качестве фотокорреспондента был приглашен Виктор Хруль, пресс-секретарь митрополита Кондрусевича.
Поездку я описал в дорожном очерке «В чистилище Святого Патрика».
http://vselenstvo.com/index/news/patrick.htm

история поколения, Ирландия, Духовный закат вручную

Previous post Next post
Up