Духовный закат вручную; 1992 год: благодарность

Jan 14, 2022 16:08


В Москве купил 26-й номер журнала «Символ», где были напечатаны «Духовные упражнения» Игнатия Лойолы в переводе Софьи Лихаревой (1883-1980). Вернувшись в Саранск, нашел время для чтения, пытаясь войти в католическую нирвану и не сойти с ума. Сделал несколько медитаций, но когда дошел до созерцания зла, испытал моральный ступор. Решил со злом пока повременить, посоветоваться с католическими старцами, чтобы безопасно добраться до духовных вершин, где мне откроются врата небесные, и сам Иисус Христос скажет, где я накосячил и как это исправить.
Из Хельсинки пришло письмо, в котором Сеппо Лаллукка писал, что из-за распада СССР договор о культурном сотрудничестве с Финляндией утратил силу, а договора с Россией еще нет. Срок моей стажировки откладывается.
Ездил в гости в Летки к отцу Николаю. Он рассказал о том, что всех новоначальных священников обязывают поступать на заочный сектор Московской семинарии. Бывалые батюшки намекают, что ездить туда нужно не с пустыми руками. Преподавателей нужно подкармливать деревенскими продуктами, особенно когда цены на еду отпустили. Недавно он ездил на сессию с опытным священником-заочником. Тот вез четыре трехлитровых банки яблочного вина собственного производства и пять килограммов сала. Предложил попробовать. Сильно в голову ударило, а бывалого священника совсем развезло. Он вышел из купе в рясе и запел во весь голос песню из репертуара группы "Комбинация":
Два кусочека колбаски
У тебя лежали на столе,
Ты рассказывал мне сказки
Только я не верила тебе.
По коридору шли два милиционера и посоветовали ему лечь спать. Он начал пререкаться:
- Идите своей дорогой, сынки. Я у себя в районе с начальником РОВД каждый день бухаю!
Милиционеры предупредили, что высадят в Зубовой Поляне и составят протокол. Бывалый священник понял, что не стоит связываться и вернулся в купе и пояснил:
- Если бы не в рясе, могли с поезда снять. Видишь, какое вино! Совсем мозги отшибает! У меня его преподаватели основного богословия хвалят.
Отец Александр Пелин обзавелся окружением. У него появились два послушника, одного из которых звали Володя. Судя по внешности, горный алтаец. Их пристроили к делу: посадили продавать православные книги и иконы. Я зашел в книжный магазин возле вокзала и увидел, что Володя притулился в уголке на табуретке перед раскладным столиком с товаром.
Я спросил, как идут дела.
- Плохо, - проговорил Володя. - Отец Александр завез бумажные иконы афонского письма из Москвы. Их никто не покупает. Бабушки говорят, что лица на них не русские, на евреев похожи. Приходится сидеть. Послушание - выше поста и молитвы! Отец Александр обещал рекомендацию в монастырь.
Вскоре я встретил отца Александра в приподнятом настроении. Он сказал, что наши труды даром не пропали, и дело об открытии катехизационных курсов сдвинулось с мертвой точки. Удалось найти первых преподавателей: отца Виктора Зимина и матушку Ларису Сакович. Постепенно собирается богословская библиотека. Он пригласил зайти к нему домой, чтобы посмотреть книги, полученные по почте из-за границы с тех адресов, которые я ему давал. В квартире он показал шкаф до потолка с книгами, купленными после возвращения из армии. Он достал из желтых пакетов несколько годовых комплектов журналов «Русский католический вестник», присланных из Брюсселя, и прокомментировал:
- Я просмотрел их и понял, что это - не православие, поэтому дарю тебе. Кроме того, еще и книгу «Жив Бог», присланную из Лондона. До меня дошло, что такое современное православное богословие. Прислали много экземпляров.

Затем он предложил помолиться перед иконами и долго искал епитрахиль. Не найдя ее, он освятил полотенце и повесил себе на шею, прокомментировав:
- По святоотеческим правилам, иерей должен молиться в епитрахили, а если ее нет, то нужно освятить веревку или полотенце.
На прощанье сказал:
- Если надумаешь вернуться в православие, то можешь всегда на меня рассчитывать. Слово замолвлю.
В ДК университета ежемесячно проводились круглые столы на религиозные темы. Я старался бывать на них. Однажды, вставил слово на темы экуменизма. Типа, эпоха Крестовых походов и жесткого конфессионализма прошла: после Второй Мировой войны, холокоста и архипелага ГУЛАГ, «давайте жить во всем, друг другу потакая» (Булат Окуджава). После меня выступал мужчина лет сорока. Я часто видел его в Пушкинской библиотеке, читавшим академическое собрание сочинений Достоевского. Он раскритиковал мою «соловьевщину» и перешел к предсказанию великого пути России на фоне загнивающего Запада, пропагандирующего гомосексуализм и вседозволенность.
Вскоре в «Молодом ленинце» вышла его статья, где он помянул меня как сторонника Крестовых походов, гомосексуализма и униатства. В результате меня стали побаиваться православные священники в тех храмах, где я причащался. Я сделал вывод, что Саранску не нужен.
Позвонил отцу Андрею в Москву и рассказал о случившемся.
От иронично прокомментировал:
- Эмпэшники такого человека потеряли!
Затем он пожаловался: ему звонил из Ивано-Франковска семинарист Алексей Баранников и попросил купить билет на поезд от Москвы до станции Локоть в Алтайском крае. Он пошел, поскользнулся и сломал ногу. Теперь лежит в гипсе. Просил больше никому его телефона не давать. Из хороших новостей было то, что его начало признавать католическое сообщество Москвы. К нему на литургию приходил преподаватель философии из Физтеха Иван Лупандин, который участвовал в катакомбной религиозной жизни Москвы с 1978 г. Он был терциарием Ордена доминикацев, рассказал ему много интересного и подарил машинописные мемуары.
На этой ноте, вселяющей надежду, окончился трудный 1992 год.



Дарственная надпись на книге "Жив Бог"

история поколения, Духовный закат вручную, невиданное духовное возрождение

Previous post Next post
Up